02 Февраля 2010

Интерферон-бета – биомаркер эффективности терапии ревматоидного артрита

Ученые из нью-йоркской ортопедической больницы Hospital for Special Surgery в сотрудничестве с ревматологами из Университета Южной Каролины обнаружили, что инерферон-бета может служить биомаркером, с помощью которого врачи могут с высокой точностью определить, кому из страдающих ревматоидным артритом поможет назначение блокаторов фактора некроза опухоли (tumor necrosis factor, TNF) – внеклеточный белок, многофункциональный провоспалительный цитокин, образующийся в основном моноцитами и макрофагами.

Ревматоидный артрит – хроническое аутоиммунное заболевание, при котором иммунная система человека, призванная бороться с инфекционными и вредными агентами, попадающими в организм извне, атакует клетки собственного организма, вызывая воспаление и разрушение соединительной ткани, приводящее к поражению мелких суставов. Заболевание часто приводит к инвалидности в следствии нарушения двигательных функций и постоянных болей.

В развитии ревматоидного артрита фактор некроза опухоли играет заметную негативную роль: он опосредует сильный локализованный иммунный ответ, вызывая воспаление и последующее разрушение соединительной ткани.

Блокаторы фактора некроза опухоли, такие как энбрель (Enbrel), хумира (Humira) и ремикад (Remicade), применяются уже около десяти лет и приносят заметное облегчение больным ревматоидным артритом, однако не всем, а только 50-70%. Одним из побочных эффектов препаратов данной группы является повышенный риск развития инфекционных заболеваний и микозов. Ввиду очень высокой стоимости (лекарства обходятся пациентам в 16000 $ в год), а также их потенциальной токсичности, неоправданное назначение этих препаратов наносит удар по кошельку и здоровью больных.

Ранее было найдено несколько факторов, ассоциированных со слабой эффективностью блокаторов фактора некроза опухоли (активность некоторых генов), однако не один из них не подошел для роли биомаркера.

Группа исследователей под руководством Мэри Кроу (Mary Crow) обратили внимание на интерфероны типа I, в частности, на интерферон-бета, поскольку было известно, что этот подавляющий рост клеток белок обнаруживается в суставах некоторых больных ревматоидным артритом. Интерфероны – белки, вырабатывающиеся в организме человека в ответ на вторжение вирусов и бактерий и обладающие широким спектром биологической активности: противовирусной, иммуностимулирующей и противораковой.

Ученые предположили, что различный уровень активности интерферона-бета в крови может быть связан с эффективностью лечения блокаторами фактора некроза опухоли. Ввиду того, что интерферон-бета стимулирует выработку другого белка, антагониста рецептора интерлейкина-1 (interleukin-1 receptor antagonist, IL-1Ra), исследователи также определяли уровни этого белка в крови больных РА.

Исследование проводилось на трех группах людей: 1) больные ревматоидным артритом, принимающие блокаторы TNF (35 человек), 2) больные, не принимающие никаких лекарств (12 человек) и 3) здоровые волонтеры (50 человек). Ученые определяли активность интерферона-бета и уровень IL-1Ra в крови участников до начала эксперимента и в промежутке от трех до девяти месяцев после окончания лечения, для более точной диагностики состояния испытуемых. Оценку клинического состояния больных проводили с помощью тестирования по Шкале прогрессии заболевания в 28 суставах (the Disease Activity Score/28), традиционно применяемой для определения состояния при ревматоидном артрите, и относили пациентов к одной из трех групп по эффективности лечения: хорошая, средняя и отсутствие реакции.

Оказалось, что у пациентов с высокой активностью интерферона-бета в крови терапия TNF-блокаторами наиболее вероятно будет эффективной. У испытуемых с хорошей реакцией на лечение наблюдались также высокие уровни IL-1Ra в крови по сравнению с пациентами со средней и отсутствующей реакцией.

Несмотря на то, что исследование было проведено на относительно небольшой группе добровольцев, полученные данные достоверны и клинически значимы.

Внедрение интерферона-бета в качестве биомаркера прогноза эффективности назначения TNF-блокаторов станет возможным после проведения более широкомасштабных исследований.

Статья Clio P. Mavragani et al., “Association of the response to tumor necrosis factor antagonists with plasma type I interferon activity and interferon-β/α ratios in rheumatoid arthritis patients: A post hoc analysis of a predominantly Hispanic cohort” опубликована on-line 28 января 2010 в журнале Arthritis & Rheumatism.

Дарья Червякова