• medtech
  • ММИФ-2018

Ранняя диагностика болезни Альцгеймера: подсветить бета-амилоидные бляшки

Учёные разрабатывают новый метод диагностики болезни Альцгеймера
Солвей Фарма

Учёные установили, что в головном мозге людей, чьи родственники страдают болезнью Альцгеймера, зачастую обнаруживаются бляшки из токсического белка бета-амилоида, характерные для этого заболевания, когда никаких других его признаков у испытуемых ещё нет и близко.

Это открытие позволит диагностировать болезнь Альцгеймера в такие сроки, когда ещё есть время, чтобы применить лекарственные средства, и лечение имеет наибольшие шансы на успех.

Исследователи под руководством д-ра Lisa Mosconi из Медицинского центра Лангон при Нью-Йоркском университете планируют наблюдать участников настоящего исследования и в дальнейшем, чтобы выяснить, разовьётся ли у них деменция. Кроме того, они намерены повторить своё исследование в более широком масштабе.

Современным лекарственным препаратам не под силу обратить развитие болезни Альцгеймера, от которой по всему миру страдают 26 млн человек. Над этим вопросом и попытками ранней диагностики бьются несколько исследовательских групп.

Группа д-ра Mosconi использовала для диагностики методику под названием позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) с контрастированием так называемым Питтсбургским составом B, который «подсвечивает» бета-амилоидные бляшки в головном мозге. (Питтсбургский состав B – радиоактивно-меченый аналог флюоресцентной краски тиофлавина T, который может использоваться для ПЭТ-выявления бета-амилоидных бляшек в тканях нервной системы. Благодаря этому свойству Питтсбурский состав находит применение при исследованиях болезни Альцгеймера.)

В исследовании участвовали 42 здоровых человека средним возрастом 65 лет. У трети из них болезнью Альцгеймера страдала мать, у трети – отец, у трети – оба родителя были здоровы.

Выяснилось, что у лиц, чьи родители имели болезнь Альцгеймера, вероятность обнаружить в головном мозге бета-амилоидные бляшки выше, особенно если заболевание обнаруживалось у матери испытуемого.

«Отложение амилоида в их головном мозге почти на 20% выше», – отмечает д-р Mosconi. Это подтверждают и другие исследования: болезнь Альцгеймера у матери может быть фактором риска в большей степени, чем заболевание отца.

На сегодня принято считать, что по достижении преклонного возраста единственным фактором риска болезни Альцгеймера служит наличие этого заболевания у одного или обоих родителей.

Результаты исследования опубликованы в журнале «Материалы Национальной академии наук» (Proceedings of the National Academy of Sciences).

14.04.2010

бета-амилоид болезнь Альцгеймера ранняя диагностика Версия для печати

Болезнь Альцгеймера: ранняя диагностика и перспективы лечения

Измерение уровня бета-амилоидного белка и тау-протеина в цереброспинальной жидкости позволяет достаточно точно предсказать вероятность развития болезни Альцгеймера. А в результате приема экспериментального препарата в мозге больных исчез белок SAP, который, по мнению врачей, является одной из причин болезни Альцгеймера: он защищает амилоидные бляшки от распознавания иммунной системой.

«Шапка-невидимка» не даст развиться болезни Альцгеймера?

Микроглия – иммунные клетки нервной системы – уничтожает нейроны в мозге мышей, страдающих болезнью Альцгеймера, под воздействием сигнальных белков, синтезируемых самими нейронами. Осталось только научиться блокировать эти сигналы.

Бета-амилоид – компонент врожденного иммунитета?

Белок бета-амилоид, составляющий основу бляшек, формирующихся в ткани мозга пациентов с болезнью Альцгеймера, является компонентом врожденного иммунного ответа, являющегося первой линией защиты организма от инфекционных агентов.

Синдром Дауна, болезнь Альцгеймера, атеросклероз и диабет: одна причина, много последствий

В основе развития болезни Альцгеймера, синдрома Дауна, атеросклероза и, возможно, даже диабета, лежит один и тот же механизм – повреждение бета-амилоидом состоящей из микротрубочек транспортной системы клеток.

Ещё одна причина болезни Альцгеймера?

Небольшой пептидный фрагмент, отщепляющийся от белка-предшественника бета-амилоида, вызывает такие же повреждения клеточных структур, как и образование амилоидных бляшек. Эти данные открывают новые пути поиска средств для лечения болезни Альцгеймера.

Продление жизни и защита от болезни Альцгеймера

Продолжительность жизни у мышей со сниженной активностью сигнального механизма, опосредованного ИФР-1, увеличилась на 35%. И, несмотря на забитые амилоидными бляшками мозги, они до старости не проявляли симптомов болезни Альцгеймера.