Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • RUSSIAN TECH WEEK
  • Vitacoin

ФАРМА-2020. Формируя будущее фарминдустрии

Филипп Снегирёв, Еженедельник «Аптека»

27 февраля сего года в Лондоне состоялась очередная фармацевтическая конференция, организованная авторитетным международным деловым изданием «The Economist» («Economist Conferences»), – «Pharma 2020. Shaping the future of the pharmaceutical industry». Если от названия конференции веет заоблачным футуризмом (шутка ли – при нынешнем темпе развития цивилизации заглянуть за завесу третьего десятилетия), то ее девиз – формировать будущее – глубоко конструктивен. Для обсуждения актуальных вопросов современности и перспектив дня завтрашнего и послезавтрашнего здесь собирается цвет мировой фармотрасли – своего рода фармацевтический Давос. Как и ранее, наше издание было единственным его участником из постсоветского пространства. Ведущим спонсором мероприятия выступила «IMS Health» – компания, оперирующая более чем в 100 странах, предоставляя своим клиентам во всем мире разносторонние доказательные данные о фармацевтическом рынке и индустрии здравоохранения, обеспечивающая их актуальной утилитарной информацией, аналитическим сопровождением и консультативными услугами, позволяющими вырабатывать эффективные бизнес-стратегии, находить оптимальные решения и добиваться успешных результатов.

Традиционно открыл работу конференции, председательствовал на ней и модерировал все дискуссии д-р Ричард Баркер (Dr. Richard Barker), генеральный директор Ассоциации фармацевтической индустрии Великобритании (Association of the British Pharmaceutical Industry – ABPI). Тепло поприветствовав собравшихся, корифей европейской фармы вкратце очертил свое видение животрепещущих моментов современного этапа развития глобальной фармацевтической сферы и некоторых вызовов, которые время бросит ей завтра и в более отдаленном будущем. Но прежде – провел беглый исторический экскурс по трем последним фармацевтическим конференциям «The Economist».

Так, три года тому назад описывали «идеальный шторм», сотрясающий глобальную фарминдустрию (истечение сроков действия патентов, увеличение сроков разработки, запустевание продуктивно-исследовательских магистралей (pipeline), нестабильность многих рынков, приводящая к усложнению регуляторного окружения, и пр.).

На следующий год в фокусе внимания участников конференции контурировался тренд фармацевтических компаний от сконцентрированности на продвижении лекарственных средств к партнерству с системой здравоохранения, к совместному нахождению тех решений острых медицинских проблем, которые наиболее полно и быстро смогут удовлетворить потребности ожидающих их пациентов. Вместо «разрабатывай и продавай» – «новаторствуй и выполняй обязательства».

Наконец, в ходе прошлогодней конференции делался акцент на возможности (и необходимости) совершенствования системы управления и подходов к менеджменту, оптимизации использования имеющихся ресурсов с целью экономии средств, адекватной и корректной оценки производственной деятельности фармацевтических производителей – исходя не столько из ежемесячных отчетов по объемам продаж продукции, сколько из терапевтической ценности для пациентов предлагаемых медицинских решений.

Каков конечный результат этих решений в контексте улучшения предоставляемой населению медикаментозной помощи – вот о чем должен думать и радеть фармпроизводитель прежде всего.

По мнению оратора, в настоящее время глобальная фарминдустрия достигла прецедентного уровня изменений. А будущее – за теми фармацевтическими компаниями, которые научатся экономить деньги: в первую очередь – пациента, во вторую – собственные (что очень взаимосвязано).

Предложенный им для глобальной фармы «лейтмотив–2020» звучит так: нужный препарат в нужное время. Если не сократить временные и денежные затраты на разработку новых лекарственных средств, то фармацевтическую отрасль ждут серьезные экономические трудности. И не только экономические!

Пациенты вынуждены слишком долго ждать решений, которые жизненно необходимы им для излечения заболеваний – наконец, многие из них, так и не дождавшись, умирают. Это обесценивает работу фарминдустрии, подрывает доверие к ней и здравоохранению в целом со стороны общества, что с точки зрения последствий еще хуже экономических затруднений.

Заканчивая преамбулу, д-р Р. Баркер высказал признательность организатору конференции «The Economist» и спонсорам «IMS Health» и «sanofi-aventis», отметив, что подобные встречи и дискуссии помогают не только глубже понять основные механизмы и закономерности жизнедеятельности глобальной фармацевтической индустрии как кардинально важного, мощного и передового эшелона системы здравоохранения, – но и вырабатывать концепцию движения отрасли вперед в этом стремительно и непрерывно, словно Солярис, меняющемся мире.

Такие встречи профессионалов позволяют совместными интеллектуальными усилиями попытаться заглянуть Туда, за временной горизонт: по возможности предвосхитить и отразить надвигающиеся встречные проблемы, как можно эффективнее адаптироваться к изменчивой окружающей бизнес-среде, но и в то же время – адаптировать ее к себе и под себя, активно формируя будущее.

Вслед за тем, пожелав участникам плодотворной работы, председательствующий дал старт первой пленарной сессии под названием «Фарма 2020 – готова ли индустрия?».

Дебют конференции разыграли: Джон Паттерсон (John Patterson), исполнительный директор (разработка лекарственных средств), член правления компании «АстраЗенека», Роберт Вессман (Robert Wessman), президент и генеральный директор компании «Актавис», Найджел Бруксби (Nigel Brooksby), управляющий директор компании «Санофи-Авентис» в Великобритании, и Майк Оуэн (Mike Owen), старший вице-президент (биологические лекарственные средства) компании «ГлаксоСмитКляйн».

Выступлений мэтров мы обязательно коснемся на страницах последующих номеров «Еженедельника АПТЕКА», а в этой, вводной, публикации – более подробно ознакомим читателя с оригинальным взглядом Роберта Вессмана, сформулированном в его докладе «Пригодна ли для будущего существующая бизнес-модель фармацевтической индустрии?».

Приглашая к выступлению и представляя докладчика аудитории, д-р Р. Баркер особо подчеркнул неслучайность его присутствия в узком кругу топ-менеджмента гигантов мировой фарминдустрии: возглавляемая Р. Вессманом с 2002 г. компания «Актавис» продемонстрировала феноменальный рост и граничащий с метаморфозом прорыв в развитии, буквально за несколько лет превратившись из небольшого локального исландского предприятия в одно из главных действующих лиц мировой генерической фармсцены.

К основным драйверам будущего развития индустрии здравоохранения докладчиком были причислены:

• Демографические тенденции. Каждое десятилетие ожидаемая продолжительность жизни увеличивается приблизительно на 1 год. Так, к 2030 г. свыше трети европейцев будут в возрасте старше 60 лет. Это сулит значительный рост возрастных заболеваний; кроме того, согласно прогнозам, с начала второго десятилетия текущего столетия бум рождаемости пойдет на спад, что также внесет свою лепту в общее старение популяции.
• Прогресс медицины, в частности расшифровка генетического кода, использование в терапевтических технологиях методов клонирования и биологических разработок.
• Динамика рынка, для которой характерны «размывание» цен, засилие препаратов, не имеющих терапевтических преимуществ перед существующими («me-too»), слабеющая отдача от R&D, появление ранее не известных заболеваний и связанные с ними вызовы для здравоохранения, вновь-таки старение населения.
• Технический прогресс, который позволяет использовать нанотехнологии и имплантировать в тело пациента микродатчики; обеспечивает точность дозирования медикаментозной терапии и пр.

В ближайшей перспективе глобальную фарминдустрию ожидают еще более масштабные изменения. Так, за период 2007–2012 гг. блокбастеры с совокупным объемом продаж утратят силу действия своих патентов в США, что повлечет за собой новый виток конкуренции – как генерической, так и ценовой.

Повышение затрат на R&D не результирует повышением количества одобренных к применению новых активных фармацевтических ингредиентов. Фармацевтические компании все больше концентрируют свое внимание на молодых быстроразвивающихся рынках, а что до упоминавшихся препаратов «me-too» («я тоже»), то их порой хочется переименовать в «too many» («слишком много»)!

По мнению Р. Вессмана, для выживания фарминдустрии в долгосрочной перспективе бизнес-модель должна быть перестроена, ей следует придать более целостный подход. Необходимо перефокусировать систему с ПРОДУКТА и БОЛЕЗНИ на УПРАВЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЕМ – повернуться от лечения заболевания к его предотвращению.

Достигнутый уровень технического и медицинского прогресса позволяют это сделать – как на уровне диагностики, которая должна быть нацелена на ПРЕДИАГНОСТИКУ, то есть максимально раннее выявление заболеваний (генетические методы, имплантируемые датчики и т.д.), так и лечение (предлагаются новейшие биологические лекарственные средства с новым механизмом действия и более низким уровнем побочных эффектов).

Нынешняя бизнес-модель фарминдустрии выстроена главным образом в горизонтальной последовательности: R&D > производство > продажа > маркетинг> пациент (на которого прямо направлены влияния лечебного учреждения, врача поликлиники, работника аптеки, системы здравоохранения в целом).

Грядущая же бизнес-модель должна строиться как модель КОМПАНИИ ПО УПРАВЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЕМ, которая фокусирует свою деятельность уже не на продукте или заболевании, а на конкретном пациенте.

Управление здоровьем, в частности, предусматривает:

• раннее выявление заболевания и идентификацию рисков;
• целенаправленную и более эффективную медикаментозную терапию:
• меньшее количество побочных эффектов;
• целевое распределение действующего вещества в организме;
• синхронизацию с госпитальным лечением;
• первоклассную информационную поддержку и консультирование по всем аспектам управления здоровьем.

Роберт Вессман уверен, что такая бизнес-модель позволит в конечном счете добиться увеличения предполагаемой продолжительности и улучшения качества жизни людей.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
15.04.2008

Читать статьи по темам:

фармбизнес фармпроизводство Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад

Читать также:

В стороне от «большой фармы»

Нам в неявной форме дают понять, что все усилия по созданию новых оригинальных российских препаратов в целом бессмысленны, поскольку все уже есть, все придумано, все можно купить на мировом рынке.

читать