09 Декабря 2009

Фарма-2020: Налоговые перспективы. Какую дорогу выбрать?

Вопросы налогообложения будут играть более заметную роль в оценке стоимости компаний и определении их бизнес-стратегии.

Глобальный экономический кризис, давление со стороны государства и изменение динамики рынка оказывают значительное влияние на отрасль, переживающую серьезные перемены, включая стремительные реформы в области здравоохранения. Все эти факторы могут с высокой долей вероятности привести к повышению эффективной налоговой ставки для фармацевтических и медико-биологических компаний. К такому выводу пришли специалисты PricewaterhouseCoopers (PwC) в обзоре «Фарма-2020: Налоговые перспективы. Какую дорогу выбрать?» (Pharma 2020: Taxing times ahead – Which path will you take?).

В документе (пятом из обзоров PwC по теме «Фарма-2020») рассматриваются подходы, с помощью которых компании реагируют на изменение ситуации в налогообложении и последствия этих изменений, затрагивающие деятельность компаний. На сайте PwC можно скачать полный текст отчета и все обзоры серии «Фарма-2020».

Ответные меры, принимаемые компаниями отрасли, в том числе постепенный отказ от модели, в которой ставка делается на так называемые лекарства-блокбастеры (выручка от которых для производителя превышает 1 млрд долл. США), приведут к тому, что налоговое планирование станет более сложным и потребует дополнительных усилий со стороны руководителей налоговых отделов компаний фармацевтического и медико-биологического сектора.

Недавно компания PwC провела опрос 35 руководителей налоговых отделов фармацевтических, биотехнологических компаний и компаний по производству медицинского оборудования. Ниже представлены некоторые результаты опроса.

  • Около 60% руководителей налоговых отделов, участвовавших в опросе, согласились с тем, что увеличение эффективной налоговой ставки для компаний фармацевтического и медико-биологического сектора неизбежно.
  • 63% участников опроса согласились с тем, что в конечном итоге дополнительные расходы их компаний, вызванные увеличением налоговой ставки, лягут на плечи потребителей, если компании не найдут способов повышения операционной эффективности и не сумеют изменить свой подход к НИОКР, продажам и маркетингу.
  • 62% опрошенных сказали, что они хотят максимально воспользоваться налоговыми и другими льготами в области научных исследований и разработок.
  • Все опрошенные отметили, что ожидают значительного увеличения спроса на специалистов в области налогообложения, так как вопросы налогообложения в отрасли становятся все более сложными.
  • Более половины опрошенных сказали, что высшее руководство их компаний теперь консультируется с ними по вопросам стратегических решений до принятия этих решений, и что таким образом они оказывают влияние на управление компанией. Тем не менее, 34% опрошенных заявили, что к ним обращаются за советом слишком поздно, а 9% респондентов отметили, что они получают информацию уже после того, как решение, имеющее налоговые последствия для компании, принято.

Алина Лаврентьева, партнер, руководитель практики по работе с компаниями фармацевтической отрасли, PricewaterhouseCoopers в России, так комментирует ситуацию: «Чтобы иметь возможность и дальше приносить пользу заинтересованным сторонам и обществу, фармацевтические и медико-биологические компании должны принять стратегическое решение относительно того, как они будут способствовать внедрению инноваций и повышению прибыльности, при этом руководители налоговых отделов компаний обязательно должны полноценно участвовать в принятии таких решений наряду с руководителями других подразделений. Налоговому планированию будет уделяться повышенное, а не второстепенное внимание при подготовке долгосрочного бизнес-плана по расширению бизнеса, а также плана по приобретениям, слияниям или продажам. Налоговое планирование станет одним из принципиально важных факторов, учитываемых при решении вопросов о местоположении объектов интеллектуальной собственности, производства и о месте предоставления услуг».

В обзоре PwC также рассматриваются рыночные факторы, под воздействием которых практика налогообложения в отрасли становится все более сложной. Эти факторы представлены ниже.

Влияние экономики и давление со стороны государства: удар по налоговым гаваням

Из-за глобальной рецессии налоговые органы по всему миру стали искать новые источники поступлений, стараясь покрыть растущий дефицит бюджета и возможные новые издержки на реформы в области здравоохранения. Правительства ряда стран, весьма обеспокоенные сложившейся ситуацией, обратили пристальное внимание на налоговые гавани, которые международные компании используют для вывода прибыли за границу. Представители государственных органов будут продолжать следить за практикой трансфертного ценообразования, чтобы ограничить неправомерное перемещение расходов и прибыли внутри международных групп. Все больше внимания будет уделяться экономической сущности зарубежных операций. По прогнозам PwC, органы власти будут активнее выявлять страны – налоговые гавани и штрафовать компании, которые, рискуя репутацией, не прекратят ими пользоваться.

Тенденции рынка здравоохранения: ориентация на результат и персонализированную медицину

Плательщики хотят получать за свои деньги, которые они расходуют на здравоохранение, более качественные услуги и продукты, и заинтересованы в повышении эффективности лечения. В качестве ответной меры, производители лекарств и медицинского оборудования отказываются от модели, ориентированной на продукт, и переходят на модель обслуживания, которая ориентирована на улучшение состояния пациента, профилактику или полное излечение от болезни, а не на непрерывное поддерживающее лечение, как раньше. Поэтому, вместе с другими участниками рынка, они сочетают традиционные продукты с комплексными услугами, включая диагностику, поддержание хорошей физический формы пациента и мониторинг соответствия препаратов определенным требованиям. Кроме того, по мере развития персонализированной медицины и индивидуального подхода к профилактике и наблюдению за пациентом, фармацевтические компании разрабатывают более сложные методы лечения, многие из которых потребуют размещения производства в непосредственной близости от пациента.

Повышение качества услуг и перемещение производства ближе к пациентам, то есть к конечному пользователю, приведут к тому, что цепочка поставок и объекты интеллектуальной собственности будут еще дальше разнесены географически. Являясь поставщиками услуг, фармацевтические и медико-биологические компании могут не только столкнуться с повышением налогов, но и будут иметь меньше возможностей для размещения прибыли в странах с более низкой налоговой ставкой. Более того, если компании будут размещать поставщиков услуг на своих конечных рынках, будут создаваться постоянные представительства для целей налогообложения во множестве налоговых юрисдикций, что повышает риск налоговых споров по вопросам двойного налогообложения. Эти споры будут касаться распределения затрат на международном или внутригрупповом уровне, ставок роялти, процентов, распределения расходов на управление, а также коммерческих расходов и валовой выручки.

Сложные объединения бизнеса

Необходимость увеличения количества разрабатываемых лекарственных средств привела к резкому росту числа слияний и поглощений, партнерских соглашений о производстве, продвижении и продаже препаратов (in-licensing), а также к формированию других партнерств и совместных предприятий. По прогнозам PwC, эта тенденция в будущем сохранится. Каждая из указанных стратегий влечет за собой значительные налоговые последствия в зависимости от того, как компания учитывает приобретенные активы и связанные с приобретением расходы, структурирует роялти и распределяет прибыли и убытки между различными юридическими лицами и регионами.

Конкуренция за инвестиции в фармацевтические и медико-биологические компании

Фармацевтические и медико-биологические компании стремятся разрабатывать объекты интеллектуальной собственности в тех регионах, где имеются экономические и налоговые льготы, а также расширять свое присутствие на развивающихся рынках, которые предлагают возможности для роста. Усиливается международная конкуренция за инвестиции между этими компаниями, особенно теми из них, которые работают на развивающихся рынках, например в Китае. Согласно прогнозам PwC, эта тенденция может еще больше способствовать перемещению центров генерации прибыли на Восток, но компаниям придется учитывать, что высокие доходы могут быть сопряжены с более высокими налоговыми ставками и возможным контролем над ценообразованием.

Алина Лаврентьева отмечает: «Для управления эффективными налоговыми ставками фармацевтическим и медико-биологическим компаниям придется привести налоговое планирование в соответствие со своей новой бизнес-моделью и обеспечить равновесие между рисками и возможностями. Вопросами налогообложения следует заниматься на самом раннем этапе, как уже и поступают многие компании отрасли».

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам пресс-службы PwC.

09.12.2009

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме