21 Ноября 2012

Как презентовать биотех-проект

Советы из собственного опыта

Антон Малышев, iBusiness

Умение презентовать себя – очень важное качество для любого человека, а для начинающего стартапа оно просто необходимо. От того, как ты презентуешь свой проект, во многом зависят твои перспективы во взаимодействии со слушателем (а слушателем может быть и потенциальный инвестор, и партнер, и клиент...). Нужно одновременно и заинтересовать, зацепить, и оставить немного места для недосказанности (потому как далее последуют вопросы), и доходчиво объяснить...

Содержание презентации во многом зависит от контекста мероприятия: согласитесь, совсем разные вещи, когда ты презентуешься перед обычными слушателями, перед экспертами, перед потенциальным инвестором, перед жюри конкурса, которое оценивает проекты, перед потенциальным клиентом и т.п. Контекст необходимо изучить и обязательно учесть главную цель презентования: получить фидбек, пройти дальше в конкурсе, получить финансирование и т.д.

Также существуют различные ограничения по времени, что важно учесть и не выйти за лимит. Конечно, все равно практически у любого проекта существует общая версия презентации, которую он видоизменяет под конкретную ситуацию. Но особенностями конкретной ситуации пренебрегать нельзя. Поэтому, по-моему, изучение атмосферы и цели – базовая вещь, которая по крайней мере процентов на 20% может обеспечить успех.

Исходя из понимания, что ждут от тебя слушатели, ты строишь свою модель презентования, параллельно придумывая, что интересного слушателям предложишь ты. Существуют базовые вещи, которые обязательно, по моему мнению, соблюдать: нельзя перегружать слайд информацией, не надо выкладывать на слайд фразы, которые ты будешь произносить. Оформление должно быть в меру ярким, привлекающим внимание (и не только оформление, но и технология перелистывания слайдов, шрифты, расположение и форма картинок, например, - мелкие вещи могут придать презентации определенный стиль). Есть определенные разделы презентации (о технологии, рынке, потребности в финансировании, команде проекта и т.п.), которые требуются в 99% случаев. Они иногда корректируются, но в общем и целом обязательно присутствуют. Их важно своевременно обновлять, чтобы информация была актуальна.

Советы по подаче материала давать сложно, потому что их может быть миллион, а кроме того каждый человек имеет своё мнение. Могу отметить, что, по моему мнению, важно с самого начала презентации доступно объяснить суть решаемой проблемы и показать, что она реально существует. Это сразу же может зацепить слушателя.

Также показательна следующая ситуация: на финале конкурса HSE10k после выступления одного проекта один из экспертов взял слово и сказал участникам проекта: «Вы знаете, я Вас внимательно слушал, но всё равно не особо понял суть проекта. Представьте, пожалуйста, что я Ваша бабушка. И объясните мне суть проекта так, как Вы объясняли бы его своей бабушке».

По-моему, очень правильные слова, потому что действительно многие выступающие зачастую говорят терминами и фразами, понятными им, но не слушателям. Этого быть не должно: вас просто никто не воспримет. Кстати, вопросы после выступления являются определенным индикатором доходчивости и понятности: если у тебя ещё n-ое время после выступления расспрашивают, что же ты все-таки изобрел, тебе стоит подумать насчет того, что и как ты говоришь.

Указанные выше вещи актуальны и для презентации инвесторам. Но с инвесторами история отдельная: ты должен понимать, к какому виду относиться потенциальный инвестор (широкопрофильный венчурный фонд, бизнес-ангел, фонд, инвестирующий только в определенные сферы, и т.п.), и какие ключевые моменты его будут интересовать.

Несомненно, слайдам с финансовыми показателями надо уделить особенное внимание: инвестора больше всего зачастую интересует, сколько надо вложить и через какое время и что он получит. Нужно не забыть и о новизне и уникальности предлагаемой технологии, убедить инвестора, что это действительно нужно и коммерчески реализуемо. Кроме того, желательно подробно дать информацию по дальнейшему развитию проекта, показать, какие твои шаги будут сделаны для реализации проекта. И ещё важно показать, какая команда будет реализовывать проект: компетенции, заинтересованность в проекте и т.п.

Не могу сказать, что биотех-проектам намного сложнее презентоваться, чем IT. Все зависит от тебя: при должной проработке презентации за одно и то же время в 99% можно рассказать как концепцию интернет-сервиса, так и уникальность молекулы. По крайней мере, проекты-коллеги из биотеха, которых мы наблюдали на выставках и конкурсах, это делали достаточно успешно (хотя не все, конечно).

В заключении хочу сказать, что как содержание презентации, так и презентация как твоё действие можно и необходимо совершенствовать. Готовишься, выступаешь, получаешь опыт и фидбек, учитываешь ошибки, готовишься к следующей презентации и далее по спирали. Хотя некоторые стартаперы выступают практически экспромтом без подготовки и при минимуме текста на слайде – тоже вариант, если у тебя креатив просыпается в таких случаях – пожалуйста, дерзайте. В любом случае, для того, чтобы презентацию проекта можно было назвать отличной, нужно приложить труд. Который, впрочем, впоследствии станет причиной внимания к проекту и основой его дальнейшего развития.

Об авторе:
Генеральный директор компании Lactocore.
Закончил в 2011 году Биологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова с красным дипломом. Специалист-нейрофизиолог, более 4-х лет работает в Лаборатории нормальной физиологии и регуляторных пептидов Биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Участвовал в 3-х проектах по скринингу фармацевтических препаратов. Является автором большого числа научных работ и нескольких патентов.
Инновационную деятельность начал осенью 2010 года. С тех пор прошел образовательные программы от Научного Парка МГУ, Российской Венчурной Компании и Открытого Университета Сколково, а также стажировку в MIT (Бостон, США).
Команда проекта «Lactocore» является победителем конкурсов «Формула Успеха 2012» от Научного Парка МГУ, московского этапа международного конкурса Startup Sauna Warmup, HSE {10k} 2012 от ГУ ВШЭ и конкурса «СКИП-Старт» от Московского департамента науки, промышленной политики и предпринимательства.
Проект был представлен в бизнес-акселераторах MassChalenge (Бостон, США) и Aalto Venture Garage (Хельсинки, Финляндия), а также является резидентом бизнес-инкубаторов МГУ и ГУ ВШЭ.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
21.11.2012

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме