11 Мая 2011

Очередные советы стартаперам

(Предыдущая статья этой серии – В поисках инвестиций: как не влететь в паутину «развода».)
Андрей Стадник, BFM Group Ukraine

На протяжение последних десяти лет наблюдается определенное оживление на рынке инвестиций в стартап-проекты. Однако, «благодаря» нашему всеобщему менталитету, политической, экономической ситуации, а зачастую – банальной неграмотности, общий инвестиционный климат у нас пока еще сыроват для быстрого роста популяции профессионалов. Причем среди как собственников проектов, так и тех, кому потенциально было бы интересно входить в такие проекты своим капиталом.

Судя по всему, не одно еще поколение стартаперов и инвесторов превратится в гумус на пути к эволюции. Хотя, впрочем, общая ситуация все равно получше начала 90-х, когда деньги на развитие бизнеса можно было взять только у бандитов под бешеные проценты, а отчетность о расходовании средств получалась посредством терморектального криптоанализатора.

По поводу наших доморощенных инвесторов можно было бы сказать много «добрых» слов, но, во-первых, тема частично уже поднималась мною ранее, а во-вторых, бороться надо с причиной, а не следствием.

Причина в том, что идеи, требующие 100% финансирования, очень часто рождаются у людей, не имеющих собственного управленческого опыта. Они не приучены к тому, как надо работать с проектами. Они понятия не имеют о большинстве аспектов финансово-хозяйственной деятельности. Им претят жесткие правила отчетности, контроля и планирования со стороны финансирующей стороны.

Очень многие стартаперы, к сожалению, значительно переоценивают свой опыт и знания. А в результате – тратят время на мертворожденные проекты. Даже если им везет, и они все же находят доброго «бизнес-ангела», их проекты не доживают зачастую даже до точки безубыточности.

Из практики, в большей степени этим грешат разработчики IT проектов (софт, монетизация интернет-ресурсов и т.д.) и инноваторы-изобретатели (еще вчера, как правило, люди науки).

У этих «проектных гениев» очень часто присутствует этакое чувство бедных родственников, которым все вокруг просто обязаны помогать. А главное, бесплатно.

Они полностью уверены в том, что их идея перспективна. Вникание будущего инвестора во все детали с проведением собственных исследований, изучением технологий, комплексным исследованием рынка, определением рисков, разработкой бизнес-плана, и т.п. – только его личные проблемы. Как и те, что последуют за запуском проекта. «Я – гений, я придумал мегаперспективный проект, и только за это вы мне уже по жизни обязаны».

Наблюдается часто явный перекос в сторону личной исключительности. Как молодые люди, так и простоявшие всю жизнь на кафедре, убеленные сединами изобретатели часто не понимают того, что статус определяется оценкой окружающих. К кому за его ресурсами стоит более длинная очередь – тот и будет выдвигать свои условия работы.

Если инвесторы не выстраиваются за вашей идеей в очередь, надо обвинять не окружающий мир, а делать соответствующие выводы и начинать работать по сложившимся правилам.

Многим стартаперам стоит преодолеть свой когнитивный диссонанс и понять простую вещь. Любая необоснованная идея не стоит ровным счетом ничего. Не потому, что сырая идея сама по себе плоха или нежизнеспособна, а из-за того, что она пока еще ничем не подтверждена.

Какой бы гениальной идея ни была, ее необходимо грамотно просчитать и обосновать на бумаге. А для того, чтобы это сделать, надо не витать в облаках, а включить мышление и попытаться ее увидеть в стадии реализации.

Говоря образно, реализуя свою идею, вы закладываете фундамент нового бизнеса. Если фундамент рассчитан неправильно, то будущие нагрузки на него могут привести к разрушению всего здания. И что бы там себе некоторые товарищи не воображали, но рассчитать этот самый фундамент – задача именно стартапера, а не инвестора.

Собственник проекта обязан его качественно проработать. И к инвестору идти не с голой идеей, высосанной из пальца, а с абсолютно полным пониманием всех без исключения деталей и аспектов операционного бизнеса.

Безусловно, у узкопрофильных специалистов не всегда присутствуют организаторские способности и опыт. Здесь все просто.

  • Умеешь генерировать идеи – генерируй.
  • Умеешь программировать – программируй;
  • Умеешь управлять командой – управляй командой;
  • Умеешь анализировать рынок – анализируй;
  • Умеешь вести управленческий, бухгалтерский, налоговый учет – веди учет;
  • Умеешь заниматься финансовым анализом и планированием – занимайся.

Но вот когда все это будешь уметь делать одновременно и качественно – тогда ищи финансирование.

Стартапер должен предварительно проработать свою идею до той степени, когда можно сложить предварительную модель бизнеса. И совершенно без разницы, создание ли это программного продукта, создание социальной сети для любителей выжигания по дереву, строительство завода по производству бурбуляторов с боковым фигастером либо создание нового системного банка. Для любого бизнеса финансовые и организационные модели полностью идентичны.

  • Необходимо знать смету всех этапов до ввода объекта в эксплуатацию (издержки подготовительного периода).
  • Требуется изучение рынка, его емкости, конкурентов, потенциала развития.
  • Должен быть выполнен предварительный технологический проект (по производственным темам).
  • Необходимо учесть все факторы (сырье, ресурсы), влияющие на прямую себестоимость конечных продуктов. Надо владеть достаточным опытом для того, что бы оценить прогнозные издержки управления (ФОТ, коммунальные, транспортные, административные, пр.).
  • Иметь представление по юридической составляющей бизнеса.
  • И только затем всю полученную информацию свести в единый документ под названием бизнес-план.

Следует понимать, что сам по себе бизнес-план представляет собой всего лишь бесполезную стопку бумажек, если его составлению не предшествуют тщательные предынвестиционные исследования.

Вместе с тем нет ничего хуже, чем прийти к потенциальному инвестору вообще без информации о проекте, изложенной на бумаге.

Отговорки о том, что, следуя Козьме Пруткову, нельзя объять необъятное, беспочвенны. На дворе XXI век, если кто не заметил.

Когда в начале 90-х я оканчивал Киевский политехнический, расхожей фразой была та, что специалист может повышать квалификацию, либо получать информацию, уверенно пользуясь научной библиотекой и алфавитными указателями. Сейчас есть Интернет и поисковики. Что мешает стартаперу, перед тем как искать инвестиции, вникнуть в детали своего проекта?

Для того, чтобы хотя бы убедить инвестора в том, что вы можете эффективно управлять проектом, необходимо знать все без исключения нюансы его реализации.

При этом не обязательно знать все тонкости и детали разрешения этих нюансов. Надо знать об их существовании. Надо уметь подбирать профильных специалистов, ставить им задачи и контролировать выполнение. Но и концептуальное разрешение таких задач руководитель тоже обязан знать.

Если же стартапер принципиально не желает выходить из творческого состояния – дедлайном такого проекта может быть только продажа или передача в управление идей и технологий. Ну, а как у нас работает защита интеллектуальной собственности – известно всем.

Продолжение следует.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
11.05.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме