Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • healthage-forum
  • vsh25
  • Vitacoin

Производители делают ставку на дженерики

Блеск и нищета российского фармрынка

Дмитрий Карасев, «Эпиграф»

По официальным данным, российский рынок лекарственных средств прирастает со скоростью 8-10% в год. Столь впечатляющие темпы роста пока не способны нивелировать низкое потребление лекарственных средств рядовыми потребителями – по сравнению с развитыми странами россияне тратят в разы меньше денег на покупку лекарственных препаратов.

Трехлетнее исследование Федеральной антимонопольной службы показало, что в России одни из самых высоких цен на лекарства в мире. По мнению главы ведомства Игоря Артемьева, это стало следствием грубейших ошибок в регулировании фармацевтического рынка. Так, западные компании, владеющие патентами, сильно завышали цены, в результате чего стоимость аналогичных по составу лекарств внутри страны могла различаться в 12 раз!

Что производим?

Львиная доля продукции, которую производят российские фармкомпании – это дженерики. По определению Википедии, дженерик – «лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью оригиналу» (препарат с тем же составом действующих веществ, той же лекарственной формы и с такой же эффективностью, что и у оригинала).

В чем причина повальной специализации на дженериках? Во-первых, фармацевтические предприятия, оставшиеся в России с советских времен, изначально специализировались на выпуске вспомогательных компонентов и промежуточных субстанций. Как следствие, оснащенность их современным оборудованием была, мягко говоря, невелика.

Во-вторых, появление на свет нового препарата требует вложения массы времени и средств – не менее 10-15 лет, при этом не все новые препараты оказываются эффективными. Часто недобросовестная и хорошо проплаченная конкуренция со стороны международных фармацевтических концернов не оставляет шансов для успеха отечественным фирмам.

Кроме того, производство, нацеленное на разработку оригинальных лекарственных препаратов, должно соответствовать международным стандартам, обладать современным оборудованием, квалифицированными специалистами и т. д., что означает дополнительные расходы.

С начала 2013 г. доля отечественных дженериков на российском рынке увеличилась на 23% – до 70%. В среднем ежеквартально регистрируется 25 таких лекарств, причем, как заверила глава Минздрава РФ Вероника Скворцова, их начальная цена на 40-50% ниже аналогов зарубежного производства. Если сопоставить мнение Скворцовой с данными ФАС, то можно сделать вывод, что львиную долю прибыли получают посредники фармрынка и торговые компании.

Плюсы или минусы?

Эффективность дженерика нельзя сравнить с эффективностью оригинального препарата.

Например, у «Вольтарена» (противовоспалительное средство) на российском рынке имеется около 120 копий. В норме дженериков одного препарата должно быть не более 3-5, и все – тщательно проверенные. Однако исследования отнимают много времени и денег. Поэтому некоторые производители спешат наладить выпуск дженериков буквально сразу по истечении срока действия патента. Так, как только истек патент на антибиотик азитромицин (сумамед), как в аптеках появилась дюжина его дженериков. А «недоисследованные» дженерики не всегда радуют результатами.

По словам доцента кафедры внутренних болезней лечебного факультета Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ) Вячеслава Митрохина, «врач назначает препарат по международному непатентованному наименованию (МНН). Аптека может предложить разные препараты с одним и тем же МНН. Оригинальный препарат и дженерики могут иметь разную цену, но, пока не доказано обратное, все препараты с одним МНН считаются эквивалентными. Немногочисленные исследования, проведенные в России, показали, что дженерики могут отличаться от оригинального препарата по эффективности, хотя отличия часто невелики. Выбор препарата по торговому названию – за пациентом и провизором».

Главное – эффект?

Можно сказать: «Зачем исследовать то, что является копией оригинала?» Но не все так просто. Ведь дженерики производятся на другом оборудовании и по другой технологии. Ингредиенты покупаются у других производителей и могут оказаться «не того» качества. Особенно если из экономии закупаются в Индии, Китае или Вьетнаме…

Рынок дженериков жестко конкурирует с патентованными средствами. Яркими примерами оригинальных лекарственных средств и их копий являются «Но-шпа» и «Дротаверин», «Мезим» и «Панкреатин», «Нурофен» и «Ибрупофен», «Панадол» и «Парацетамол». При этом разница в стоимости может составлять от 3 до 10 раз.

По данным маркетинговых исследований, российский рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) не дорос до западных стандартов (см. таблицу ниже). Россияне оставляют в аптеках не так много средств, как их «продвинутые» западные «коллеги».

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
25.08.2014

Читать статьи по темам:

дженерики фармпроизводство фармрынок Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад

Читать также:

Блокбастеры теряют патентную защиту

Производители дженериков, не упустите свой шанс: заканчиваются сроки патентной защиты препаратов-блокбастеров с общим объемом продаж более $200 млрд в год!

читать

Фармрынок-2010

В 2010 г. фармкомпании будут смещать точку приложения сил на рынки развивающихся стран. В наследство от прошлого остаются экономический кризис, небольшая инновационная активность фармпроизводителей, проблема дженериков и экономия расходов на здравоохранение.

читать

Большой Фарме – большое плавание

В данной публикации представлены ключевые тенденции, которые определят развитие Большой Фармы в новом 2010 г.

читать

Оригиналы и дженерики: вместе, а не вместо

Всё чаще сталкиваясь с проблемой окончания срока патентной эксклюзивности на свои оригинальные лекарственные средства, представители Большой Фармы всё больше склоняются к гибридной брэнд-дженерической модели.

читать

Фармацевтическая промышленность: в ожидании тупика

Конкуренция со стороны дженериковых препаратов (копий оригинальных лекарств) приведет к сокращению продаж крупнейших американских компаний на $67 млрд уже в 2007-2012 годах, так как истекут сроки патентной защиты более чем на 30 лекарств. Это почти половина суммарной выручки компаний США в 2007 году. Глядя на все это, финансовые аналитики не рекомендуют вкладываться в бумаги фармацевтических компаний. Эксперты прогнозируют лидирование биотехнологий, у которых дженерики технологически и юридически невозможны.

читать