25 Августа 2014

Производители делают ставку на дженерики

Блеск и нищета российского фармрынка

Дмитрий Карасев, «Эпиграф»

По официальным данным, российский рынок лекарственных средств прирастает со скоростью 8-10% в год. Столь впечатляющие темпы роста пока не способны нивелировать низкое потребление лекарственных средств рядовыми потребителями – по сравнению с развитыми странами россияне тратят в разы меньше денег на покупку лекарственных препаратов.

Трехлетнее исследование Федеральной антимонопольной службы показало, что в России одни из самых высоких цен на лекарства в мире. По мнению главы ведомства Игоря Артемьева, это стало следствием грубейших ошибок в регулировании фармацевтического рынка. Так, западные компании, владеющие патентами, сильно завышали цены, в результате чего стоимость аналогичных по составу лекарств внутри страны могла различаться в 12 раз!

Что производим?

Львиная доля продукции, которую производят российские фармкомпании – это дженерики. По определению Википедии, дженерик – «лекарственный препарат с доказанной фармацевтической, биологической и терапевтической эквивалентностью оригиналу» (препарат с тем же составом действующих веществ, той же лекарственной формы и с такой же эффективностью, что и у оригинала).

В чем причина повальной специализации на дженериках? Во-первых, фармацевтические предприятия, оставшиеся в России с советских времен, изначально специализировались на выпуске вспомогательных компонентов и промежуточных субстанций. Как следствие, оснащенность их современным оборудованием была, мягко говоря, невелика.

Во-вторых, появление на свет нового препарата требует вложения массы времени и средств – не менее 10-15 лет, при этом не все новые препараты оказываются эффективными. Часто недобросовестная и хорошо проплаченная конкуренция со стороны международных фармацевтических концернов не оставляет шансов для успеха отечественным фирмам.

Кроме того, производство, нацеленное на разработку оригинальных лекарственных препаратов, должно соответствовать международным стандартам, обладать современным оборудованием, квалифицированными специалистами и т. д., что означает дополнительные расходы.

С начала 2013 г. доля отечественных дженериков на российском рынке увеличилась на 23% – до 70%. В среднем ежеквартально регистрируется 25 таких лекарств, причем, как заверила глава Минздрава РФ Вероника Скворцова, их начальная цена на 40-50% ниже аналогов зарубежного производства. Если сопоставить мнение Скворцовой с данными ФАС, то можно сделать вывод, что львиную долю прибыли получают посредники фармрынка и торговые компании.

Плюсы или минусы?

Эффективность дженерика нельзя сравнить с эффективностью оригинального препарата.

Например, у «Вольтарена» (противовоспалительное средство) на российском рынке имеется около 120 копий. В норме дженериков одного препарата должно быть не более 3-5, и все – тщательно проверенные. Однако исследования отнимают много времени и денег. Поэтому некоторые производители спешат наладить выпуск дженериков буквально сразу по истечении срока действия патента. Так, как только истек патент на антибиотик азитромицин (сумамед), как в аптеках появилась дюжина его дженериков. А «недоисследованные» дженерики не всегда радуют результатами.

По словам доцента кафедры внутренних болезней лечебного факультета Новосибирского государственного медицинского университета (НГМУ) Вячеслава Митрохина, «врач назначает препарат по международному непатентованному наименованию (МНН). Аптека может предложить разные препараты с одним и тем же МНН. Оригинальный препарат и дженерики могут иметь разную цену, но, пока не доказано обратное, все препараты с одним МНН считаются эквивалентными. Немногочисленные исследования, проведенные в России, показали, что дженерики могут отличаться от оригинального препарата по эффективности, хотя отличия часто невелики. Выбор препарата по торговому названию – за пациентом и провизором».

Главное – эффект?

Можно сказать: «Зачем исследовать то, что является копией оригинала?» Но не все так просто. Ведь дженерики производятся на другом оборудовании и по другой технологии. Ингредиенты покупаются у других производителей и могут оказаться «не того» качества. Особенно если из экономии закупаются в Индии, Китае или Вьетнаме…

Рынок дженериков жестко конкурирует с патентованными средствами. Яркими примерами оригинальных лекарственных средств и их копий являются «Но-шпа» и «Дротаверин», «Мезим» и «Панкреатин», «Нурофен» и «Ибрупофен», «Панадол» и «Парацетамол». При этом разница в стоимости может составлять от 3 до 10 раз.

По данным маркетинговых исследований, российский рынок готовых лекарственных средств (ГЛС) не дорос до западных стандартов (см. таблицу ниже). Россияне оставляют в аптеках не так много средств, как их «продвинутые» западные «коллеги».

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
25.08.2014

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме