28 Января 2010

Русский венчур в полной амбиции

Суверенные инновации: чипсы и презервативы
Государственная венчурная компания решила, что ей надо искать активы за границей
Елена Зубова, Slon.ru

Стратегия государственной «Российской венчурной компании» на ближайшее десятилетие (есть в распоряжении Slon.ru) предполагает вложения в зарубежные активы и покупку зарубежных игроков венчурной индустрии вместе с разрабатываемыми технологиями. Без стратегических покупок модернизация экономики рискует выродиться в инновационное изготовление пеньки и плетение лаптей. А то и в высокотехнологичное надевание презервативов.

Догнать и перегнать

Стратегия РВК амбициозна. Ключевой показатель в документе – увеличение объема венчурного рынка к 2020 году до 60-300 млрд руб. с нынешних 1,5-2 млрд руб. 300 млрд – это чуть больше трети докризисного рынка венчурных инвестиций США. Большая «вилка» целевого показателя объясняется зависимостью роста рынка от многих факторов,  в частности от того, сможет ли российская инновационная система встроиться в глобальные рынки.


В 2009 году российский венчурный рынок сократился в 2,6 раза.
На графике, представленном РВК, – объемы венчурных инвестиций (в $ млрд) в России и США.

Пока опыт международного партнерства у РВК ограничивается созданием фонда «Тамир Фишман Си Ай Джи венчурный фонд», а у «Роснано» – созданием семейства фондов нанотехнологий и инноваций DFJ-VTB Aurora.  Но РВК решила пойти дальше и разработать специальную программу глобализации российской инновационной системы. Отдельные положения программы в стратегии уже прописаны. Одна из главных заявок РВК в этом направлении – содействие российским инновационным компаниям в приобретении технологических активов за рубежом. Кроме того, РВК планирует покупку иностранных инвест-консалтинговых компаний, которые занимались бы продвижением инноваций и привлечением инвестиций в российские венчурные фонды и их проекты. Активы можно было бы поискать, например, на южнокорейском и американском рынках.

Любить по-русски

Намерение РВК участвовать в покупке зарубежных компаний выглядит настоящим прорывом.  Это поможет нашим компаниям строить в России передовые лаборатории, технологичные производства и выходить на зарубежные рынки сбыта. В противном случае все попытки институтов развития могут привести лишь к созданию суверенной венчурной индустрии и суверенных нанотехнологий, которые, как и суверенная демократия, мало востребованы на международных рынках – что и показала деятельность РВК с момента создания.

Поначалу, в отсутствие венчурной инфраструктуры, РВК работала по-принципу: дать денег – и рынок сам запустит новую индустрию. В результате двух тендеров, организованных РВК, было создано семь венчурных фондов (на 19 млрд руб.). Что из этого получилось, можно увидеть на примере компании «ВТБ Управление активами». По скорости освоения денег и количеству проинвестированных проектов «ВТБ Фонд Венчурный» (3 млрд руб.) оказался самым плодовитым: в течение первого же года он утвердил 16 проектов. Однако изучение его портфеля показывает, что высокая скорость освоения венчурного капитала и качество проектов никак не связаны: из некоторых активов, по-мнению главы РВК, фонду лучше выйти.

Большая часть венчурного капитала в России вкладывается в IT. У ВТБ «звездный» проект  в этой сфере – инвестиция в питерскую компанию «Ретурнил софт». Она распространяет программу RVS, которая позволяет создавать виртуальную системную память и таким образом защищает операционную систему от компьютерных вирусов. Пока программа для пользователей бесплатна, но после доработки станет платным продуктом для корпоративных клиентов. Есть в портфеле у ВТБ и проект в области модного нынче энергосбережения. «Лайт Энджинс Корпорейшн» выпускает светодиодные светильники, на которые есть спрос в США. Большой инновационности в этих лампах нет, но в условиях дефицита проектов, отвечающих стратегии инвестирования, это можно назвать неплохим вложением средств, способным обеспечить хорошую доходность для инвестора.

А вот инвестиции в два других проекта вызывают недоумение. «Погарская картофельная фабрика» получила средства на установку комбинированной линии по обработке сухого картофельного пюре. Продукт используется для приготовления чипсов, в хлебопекарных и колбасных изделиях. «Технологичность» вроде налицо: объединены несколько блоков серийного оборудования, а «инновационный» способ очистки клубней значительно уменьшает отходы. Другой венчурный проект – инвестиции в питерскую компанию «Изитейл», которая производит презервативы. Ее дочерняя компания обладает семью патентами на специальные держатели и способы надевания презерватива – одной рукой.  «Благодаря предлагаемому устройству и способу надевание презерватива осуществляется быстро и без затруднения, лишь в минимальной степени отвлекая пользователя от любовного акта», говорится в описании изобретения к одному из патентов.

Новые бренды 

Закавыка, собственно, в том, что принципы инвестиционной политики РВК строго оговаривают, куда можно инвестировать, а куда нельзя. Можно – только в инновационные компании, работающие на семи приоритетных направлениях. Это безопасность и противодействие терроризму, живые системы (биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование), наносистемы и материалы, телекоммуникации, рациональное природопользование, транспорт (в том числе авиационные и космические системы), а также энергетика и энергосбережение.

Куда можно было бы отнести картофельные технологии очистки, неясно. К наносистемам или рациональному природопользованию? А презервативы – к безопасности или медицинскому оборудованию? В «ВТБ Управление активами» не стали комментировать качество и количество своих венчурных инвестиций. Между тем, новое руководство РВК определенно дает понять: картошке среди венчурных проектов не место, и советует ВТБ выйти из проекта. Сейчас очевидно: простым вливанием денежных ресурсов венчурную индустрию не построишь, и если весь объем выделяемых средств вкладывать только в российские активы, число «лаптежных» инновационных проектов значительно возрастет. Гендиректор РВК Игорь Агамирзян признает, что на рассмотрение в компанию попадает множество «идиотских проектов», и обещает жестче отсекать целевые проекты от «невенчурных» инвестиций.

Изменение правил игры – логичный и просчитанный ход. Ведь если верить принятой стратегии, РВК всерьез озабочена продвижением российских инноваций и брендов на международных рынках. А если не покупать венчурные проекты за рубежом, лидировать среди глобальных российских брендов продолжит изобретенный 60 лет назад автомат Калашникова.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
28.01.2010

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме