09 Июля 2014

Гены для музыканта важнее тренировки

Гены не те

Юрий Ильин, Звуки.Ру по материалам The Economist:
Practice may not make perfect. Musical ability is in the DNA

Тысячи часов, проведённые за музыкальным инструментом, совершенно не обязательно сделают из ученика нового Паганини или Горовица при отсутствии генетической предрасположенности. К такому выводу пришли шведские учёные, исследовав 1211 пар монозиготных (у которых гены полностью идентичны) и 1358 дизиготных (которые генетически сходны лишь на 50%) близнецов, родившихся в период между 1959 и 1985 годом.

Каждого участника исследования расспрашивали, играл ли он на каком-либо музыкальном инструменте (или пел) и, в случае положительного ответа, сколько времени в неделю тратил на упражнения в разные периоды жизни.

В зависимости от полученного ответа руководительница исследования – доктор Мириам Мозинг (Miriam Mosing), работница Karolinska Institute – высчитывала примерное количество часов, затраченных на гаммы и упражнения, за всю жизнь.

Затем Мозинг проводила исследования музыкальных способностей участников исследования – в частности, их способность различать высоту нот (если различия имелись – иногда оба раза воспроизводилась одна и та же нота), обнаруживать различия между короткими – от четырёх до девяти нот – мелодиями, если, опять же, таковые имелись, и чувство ритма. В ходе последнего «испытания» участникам предлагалось прослушать последовательность из пяти-семи нот одной высоты, но с разным (опять же, не всегда) ритмическим рисунком.


Ноты из статьи Ullen et al. Psychometric properties and heritability of a new online test for musicality,
the Swedish Musical Discrimination Test
(журнал Personality and Individual Differences, 2014) – ВМ.

Музыкальные эксперты справляются с такими заданиями без труда. Мозинг предполагала, что при достаточном объёме практики каждый будет справляться с подобными заданиями на экспертном уровне. Однако это не соответствовало действительности.

Мозинг не удалось увидеть корреляции между практикой и уровнем музыкальной одарённости. Тот из близнецов (монозиготных), кто больше занимался музыкой, демонстрировал тот же уровень музыкальных способностей, что и его брат или сестра-близнец, которые уделяли меньше времени на занятия. В одном случае разница составляла 20 228 часов занятий (то есть один из близнецов занимался музыкой, другой нет), однако оба прошли предложенные тесты с одинаковыми результатами.

Это не означает, что практика ничего не значит: исполнительское или певческое мастерство – это физические навыки, освоение которых требует времени в любом случае. Однако, по всей видимости, генетический компонент играет очень важную роль: достижение подлинного музыкального мастерства требует не только упорного труда, но и предрасположенности. При этом, похоже, что и склонность уделять время практическим занятиям зависит от генетики: монозиготные близнецы относятся к занятиям сходным образом, в то время как воззрения дизиготных могут отличаться разительно.

Вероятно, эту новость не стоит показывать ученикам музыкальных школ: теперь они смогут оправдывать своё нежелание играть гаммы и этюды «плохой наследственностью».

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
09.07.2014

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме