• medtech
  • ММИФ-2018

Эволюция человека: большие приобретения и маленькие, но важные потери

Найдены «пробелы» в геноме, лишившие людей «кошачьих усов»
РИА Новости

Сопоставление геномов шимпанзе и людей позволило обнаружить ряд генетических особенностей человека, которые лишили его некоторых широко распространенных среди млекопитающих анатомических черт, например, чувствительных «усов»-вибрисс и кератиновых шипов на пенисе, а также привели к увеличению размеров мозга, сообщает журнал Nature (How the penis lost its spikes).

Группа ученых под руководством Дэвида Кингсли (David Kingsley) из Стэнфордского университета в США занимается поиском генетических особенностей, которые внешне проявляются в виде анатомических, физиологических и поведенческих отличий человека от животных.
В поисках таких отличий ученые сравнили геном человека с геномом нашего ближайшего родственника – шимпанзе, с которым люди генетически совпадают на 96%. Как оказалось, человека отличают от обезьян и других млекопитающих в основном не генетические приобретения, а потери – отсутствие некоторых фрагментов ДНК, так называемые делеции.

«Мы идентифицировали молекулярные изменения, которые с высокой вероятностью приводят к значительным изменениям в регуляторном аппарате человека. Это полная делеция генетических последовательностей, которые хорошо сохранились у шимпанзе и других млекопитающих. Мы подтвердили 510 таких делеций у людей», – говорится в опубликованной Nature статье (Human-specific loss of regulatory DNA and the evolution of human-specific traits).

Такие неожиданно «пустые места», которые «заполнены» практически у всех других животных, в частности, попали на один из фрагментов генома, связанного с производством белка-рецептора AR (androgen receptor), реагирующего на мужские гормоны – тестостерон и дигидротестостерон.

Данный белок отвечает за реакцию тканей организма на половые гормоны и с высокой степенью вероятности может быть связан со вторичными половыми признаками. Ученые предположили, что потеря этого генетического фрагмента привела к исчезновению у людей двух черт, свойственных как шимпанзе, так и многим другим млекопитающим – жестких чувствительных волосков-вибрисс, а также кератиновых шипов на пенисе. Такие шипы, жесткие кожные разрастания высотой около миллиметра, присутствуют у многих млекопитающих, от мышей и кошек до обезьян.

«Чувствительные вибриссы развиваются у многих млекопитающих, включая шимпанзе, макак и мышей, люди, однако, лишены их. Развитие вибрисс связано с мужскими гормонами, поскольку кастрация укорачивает вибриссы у мышей, а избыток тестостерона стимулирует их рост», – говорится в статье.

Ученые провели эксперименты, наблюдая за развитием эмбрионов шимпанзе и обезьян, лишенных рассматриваемого генетического фрагмента и подтвердили его связь с обеими анатомическими чертами.

Авторы работы отмечают, что отсутствие шипов на пенисе может обуславливать многие черты не только сексуального, но и социального поведения человека, в частности, появление моногамии и заботу о потомстве со стороны отцов.

Другой «пропавший» в геноме человека фрагмент находится рядом с геном GADD45g. Последний управляет ростом клеток, и его отсутствие приводит к их бесконтрольному росту и появлению раковых опухолей. Однако делеция рядом с этим геном оказалась связана с увеличением размера ряда областей мозга у человека.

Эксперимент на эмбрионах мышей и шимпанзе, лишенных этого участка, показал, что у них начинают увеличиваться зрительные зоны мозга и ряд других областей.

Вместе с тем авторы исследования отмечают, что один этот ген не определяет все особенности человеческого мозга.

10.03.2011

гены мозг половое поведение секс эволюция человека Версия для печати

Генетически разнообразный мозг

Клетки, из которых формируется головной мозг человека, подвергаются в ходе развития генетическим модификациям. Возможно, именно так обеспечивается человеческая индивидуальность: даже у однояйцевых близнецов мозг построен из генетически разнородных клеток.

Раковые стволовые клетки и и страж генома

Ген-онкосупрессор р53, известный как «страж генома», не только предотвращает мутации, вызывающие рак, но и препятствует переходу раковых клеток в более агрессивное состояние, близкое к состоянию стволовых клеток.

Сыграй в Phylo – помоги генетикам

Вы складываете головоломку, а заодно – сравниваете последовательности нуклеотидов в генах различных организмов. У вас есть шанс обыграть суперкомпьютер!

В запрете на патентование генов осталась лазейка

Под патентной защитой остаются генетически модифицированные организмы и методы генотерапии. А запрет на патентование природных генов можно обойти, внеся в них любую дополнительную информацию.

RGS14 – «ген Гомера Симпсона»

Если ген RGS14 лишь замедляет работу мозга, то почему он есть и у мышей, и у людей? Не поможет ли в будущем генная инженерия избавиться от этого тормоза, подарив возможность, к примеру, наизусть запоминать текст после первого же прочтения?

Раковые клетки выживают за счет самопоедания

Как считалось ранее, аутофагия – процесс «самопереваривания» клеток – играет важную роль в защите организма от развития рака, но иногда раковые клетки используют аутофагию для выживания в условиях нехватки ресурсов.