04 Марта 2015

Новость про ген супружеской неверности оказалась преувеличенной

Любви не будет

Алексей Тимошенко, «Чердак»

Сегодня «Чердак» разберет новость о «гене женской неверности», которую перепечатали многие интернет-ресурсы. Наличие этого гена якобы означает, что его носительница склонна к адюльтеру настолько, что он почти неизбежен. Если коротко, вердикт «Чердака» таков: мужчины могут не волноваться.

Начнем с утверждений в прессе. Вот цитата из «Комсомольской правды» – она достаточно характерна:

«Если у женщины изменен ген AVPR1A, то партнеру надо быть готовым, простите уж за невольный каламбур, к ее изменам. Рано или поздно, а скорее рано, такая женщина переспит с кем-нибудь еще».

Ген AVPR1A есть у всех. И у мужчин, и у женщин. Ген – это кусочек ДНК, с которого можно снять своего рода слепок в виде молекулы РНК. Молекулы РНК используются как матрицы для синтеза белков. Ген AVPR1A позволяет нашему организму синтезировать один из вазопрессиновых рецепторов. Или, как говорят биологи, ген AVPR1A кодирует вазопрессиновый рецептор. Вазопрессин – это важный гормон, а рецепторы – молекулы, при помощи которых клетки взаимодействуют с гормоном. Вазопрессиновые рецепторы есть у каждого человека.

Ген AVPR1A – как и практически все прочие гены – бывает у людей в нескольких вариантах. Все варианты позволяют клеткам обзавестись вполне работоспособными рецепторами, однако строение и функции этих рецепторов немного отличаются. Можно провести аналогию с бытовой техникой: в каждом доме есть холодильник, но холодильники бывают разных марок, разного объема и с разными дополнительными функциями. Сказать, что какой-то вариант гена (на языке генетиков – «какая-либо из аллелей») лучше или хуже, зачастую столь же сложно, как и ответить на вопрос: «Какой холодильник вы мне посоветуете?» Одним клеткам в одних условиях лучше один вариант, другим и в других обстоятельствах – другой. Нервная клетка в сетчатке глаза и клетка печени занимаются слишком разной работой, но организм не может себе позволить роскошь держать гены, оптимизированные под каждую отдельную задачу.

Как и многие другие рецепторы, AVPR1A вовлечен сразу во множество разных процессов. Если посмотреть, сколько AVPR1A синтезируется в разных тканях и органах (это называется диаграммой экспрессии), то мы увидим пики активности в печени, почках, а также в стенках сосудов. Все это вряд ли имеет даже косвенное отношение к супружеским изменам. Однако AVPR1A также синтезируется в мозге. Перескажем еще раз главное: большинство генов существуют в нескольких вариантах и выполняют сразу несколько функций. Сообщения вида «найден ген Z, отвечающий за X» по этой причине некорректны в принципе: просто один из вариантов гена Z наряду со всем прочим как-то влияет на проявление X. Как правило, гены не появляются только ради одного-единственного эффекта, это слишком уж невыгодно с точки зрения эволюции.

С учетом сказанного выше, можно, не заглядывая в научную статью, предположить, что влияние гена на частоту супружеских измен будет не абсолютным, а скорее вероятностным. Если статью (Zietsch et al., Genetic analysis of human extrapair mating: heritability, between-sex correlation, and receptor genes for vasopressin and oxytocin) все-таки открыть, то мы узнаем следующее: вклад генетических факторов во внебрачных связях оценивается примерно в 62% для мужчин и в 40% для женщин. При этом ученые проверили два ранее намеченных гена и выяснили, что один из них, кодирующий окситоциновый рецептор OXTR, к изменам отношения не имеет. А вот один определенный вариант AVPR1A встречался чаще у тех, кто изменял своему партнеру. Правда, не настолько часто, чтобы можно было говорить о непреодолимой тяге носительниц этой аллели к внебрачным связям.

Для терминологической точности определим «внебрачные» связи как секс с кем-либо без согласия постоянного партнера или партнерши. Поскольку часть исследований, о которых мы сейчас расскажем, сделана на мышах или иных животных, это уточнение явно не будет лишним (хотя и тут неясно, что подразумевать под согласием).

Диаграмма экспрессии гена вазопрессинового рецептора в разных тканях (biogps.org).
Светло-голубой блок в нижней части рисунка – разные отделы мозга.
Как можно видеть, ген работает не только в нервной системе.

Контекст

Ген AVPR1A уже не первый раз исследуют в связи с его возможным влиянием на поведение человека. В самой идее о влиянии на наше поведение гормонов, конечно, нет ничего нового: про влияние адреналина слышали практически все, равно как и про важность йода для умственного развития (йод входит в состав гормонов щитовидной железы). Нарушения сна из-за фонаря под окном или после межконтинентального перелета тоже связаны с действием гормонов, на этот раз мелатонина. Падение уровня тестостерона уменьшает сексуальное влечение у мужчин, а выделение окситоцина после родов у родителей (причем обоих, хотя матери подвержены этому намного больше) увеличивает привязанность к ребенку. А раз гормоны действуют не сами по себе, но в связке с рецепторами, то ученым необходимо изучать и рецепторы, и необходимые для производства гормонов гены. Ниже вы видите даже не все, но лишь избранные труды по теме. Каждый мы снабдили ссылкой на оригинал для всех желающих. Итак...

В 2007 году журнал Human Mutation опубликовал исследование австралийских ученых. Они обнаружили, что вариации гена AVPR1A связаны с сексуальным поведением – есть аллели, носители и носительницы которых несколько раньше начинают половую жизнь. А еще раньше, в 2004-м, Twin Research представил статью британской группы, которая пыталась найти аналогичную связь, но не преуспела в этом. Тогда исследователям удалось лишь проанализировать данные о более чем 1600 сестрах-близнецах (в новой статье их более семи тысяч) и сделать вывод о вкладе генетического фактора во внебрачное поведение на уровне около сорока процентов.

Подчеркнем, что этот показатель – склонность к изменам у женщин примерно на сорок процентов может быть обусловлена генами – хорошо согласуется в двух разных научных публикациях. Но сексуальность – это далеко не единственная причина интересоваться геном AVPR1A в контексте поведения, а не регуляции артериального давления или работы печени.

В 2008 году появилась публикация, авторы которой обнаружили корреляцию между наличием определенной аллели AVPR1A и стилем игры в «Диктатора». «Диктатор» – это специально разработанная экономистами и психологами игра для двух участников. Один, «диктатор», получает некоторую сумму на руки, после чего на свое усмотрение делится (или не делится) с напарником. Ученые показали, что среди игроков, склонных забирать все себе, больше людей с определенным вариантом AVPR1A. Статья с этими выводами обнаруживается в журнале Genes, Brain and Behavior.

Тогда же шведско-американская группа показала, что аллели гена AVPR1A могут помогать или затруднять формирование межличностных контактов, причем преимущественно у мужчин. Выводы ученых опубликовал Proceedings of the National Academy of Sciences.

В 2010 году корейские исследователи нашли возможную связь с аутизмом и написали статью в Neuroscience Letters.

В 2011-м американские психиатры представили данные о влиянии гена на формирование наркотической зависимости. Статья с их аргументами представлена в Biological Psychiatry.

В 2012 году канадские медики выявили, что вариации в гене вазопрессинового рецептора AVPR1B – обратите внимание, это другой ген и немного иной рецептор! – связаны с агрессивным поведением у детей. Свои выводы они опубликовали в Psychiatry Research.

В 2013 году польские исследователи нашли некоторые доказательства, которые говорят о возможном влиянии вазопрессиновых рецепторов AVPR1A на развитие депрессивных расстройств. Эти данные представлены в Psychiatric Genetics. А шведские психиатры выяснили, что вариации гена коррелируют с попытками суицида. Разумеется, в статье для журнала Neuropsychopharmacology уточняется, что наличие определенной аллели вовсе не толкает людей на самоубийство. В конце концов, такой ген, если бы и существовал, оказался бы уничтожен естественным отбором!

В 2014-м американские авторы показали, что женщины (но не мужчины) с определенной аллелью острее реагируют на стресс и скорее испытывают гнев в качестве последующей реакции. Статья – в журнале Emotion.

Ген изучался даже на предмет того, может ли он повлиять на способность к пению и музицированию. В 2012 году британские ученые представили в PLoS One статью, где честно сообщили о нулевом результате. То, что до них такую связь все-таки находили, исследователи объяснили многофакторностью процесса формирования хора или музыкального ансамбля, ведь людей туда набирают не только за их способности, но и с учетом психологической совместимости. Возможно, что вариации гена влияют на способность уживаться с окружающими, а это, в свою очередь, повышает шансы быть приглашенным в ансамбль.

Мы также ничего не пишем про исследование роли полиморфизма (еще один термин, обозначающий изменчивость) AVPR1A в агрессивности свиней или в успешности спортивных тренировок у пенсионеров. Достаточно просто сказать, что есть и такие публикации.

Показанные нами исследования подкрепляют сделанный вначале вывод. Генов много, у каждого есть несколько функций, поэтому никакого «гена супружеской неверности» быть в принципе не может. Может быть разве что предрасположенность, вклад которой зачастую заметно ниже вклада культуры, воспитания и обстоятельств.

Еще шире

Если вернуться к сексуальному поведению, то его связь – в том числе у самок мышей и обезьян разных видов – с полиморфизмом AVPR1A действительно была продемонстрирована несколько раз. Однако подобные данные можно переносить на человека лишь с очень существенными оговорками. В конце концов, два равноудаленных от нас вида шимпанзе, обычный и карликовый бонобо, демонстрируют очень разные репродуктивные стратегии.

Бонобо бисексуальны и главенствующую роль в группе зачастую играют самки. Бонобо, как правило, очень неудобный пример «естественности» для желающих обосновать то или иное сексуальное поведение людей как «унаследованное от природы». Хотя эти наши ближайшие родственники далеко не самые странные, с человеческой точки зрения: им далеко даже до пятнистых гиен, не говоря уж о кальмарах.

Репродуктивные органы пятнистых гиен долгое время сбивали с толку натуралистов: самки обладают псевдопенисом, который больше полового органа самцов. Во время родов новорожденные гиены проходят через влагалище, расположенное внутри псевдопениса. Причем с точки зрения анатомии этот орган является сильно увеличенным клитором. Пока не очень понятно, как такая необычная анатомия связана со строением и работой мозга, но у гиен в стаях царит матриархат: самый высокопоставленный самец ниже по положению любой самки.

У морских коньков привычная картина внутреннего оплодотворения выглядит еще более причудливо. Самка помещает внутрь самца яйцеклетку, которая потом делится и развивается внутри отцовского тела. А некоторые виды кальмаров для оплодотворения протыкают шипами тело самок, перенося при этом внутрь свою сперму. У крокодилов биологический пол не связан с генами, но определяется температурным режимом развития эмбриона; кукушки избавились от типичной для птиц заботы о потомстве; у голых землекопов нора организована почти как муравейник (с главной самкой, которая одна лишь дает потомство) – практически любую «естественную» закономерность в сексуальном или родительском поведении можно опровергнуть на примере того или иного животного.

Генетически люди родственны с гиенами более чем на 80%. С утконосами – на 69%, на 65% – с курами, а примерно четверть генов совпадает с виноградом.

Так что когда в очередной раз прочтете заголовок в духе «эксперименты на мышах позволили выявить ген супружеской неверности», помните, что такие заявления как минимум некорректны, а как максимум и вовсе являются передергиванием. Собственно, сами ученые почти всегда честно делают все необходимые оговорки, которые таинственным образом исчезают при пересказе.

Многочисленные ссылки на публикации в научных журналах см. в оригинале статьи – ВМ.

04.03.2015