25 Марта 2016

Деньги есть!

Инвесторы ищут проекты

РАВИ

На Круглом столе «Деньги для роста: от институтов развития до прямых инвестиций и заемного финансирования», который прошел 15 марта в рамках SmartPlace Industrial, зал был забит до отказа. Инвесторы, предприниматели и представители науки пришли на встречу с руководителями крупных фондов, институтов поддержки и инфраструктуры, чтобы не только ознакомиться с существующими инструментами финансирования проектов на ранних стадиях, но и узнать, почему не все инструменты работают так, как того бы хотелось.

SmartPlace.jpg 

В круглом столе приняли участие Михаил Макаров, Заместитель директора Фонда развития промышленности; Наталья Подсосонная, Генеральный директор ЗАО Управляющая компания «Сбережения и инвестиции»; Любовь Симонова, Ведущий эксперт Almaz Capital Partners; Людмила Голубкова, Управляющий партнер ЗАО ИК «Старта Капитал»; Игорь Близнюков, Коммерческий директор Компании «Go to Market GmbH»; Игорь Пивоваров, Генеральный директор ООО «Новые плазменные технологии»; Peter Lemke, Партнер Компании DIERKES, LEMKE & PARTNER; Kendrick White, Советник ректора по международным инновациям Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского.

Усилий по построению в России работающего инвестиционного лифта в последнее время было приложено немало и, казалось бы, есть определенный ощутимый результат в виде развитой инфраструктуры – бизнес-ангелов, фондов, институтов развития, готовых инвестировать в компании на всех стадиях и «передавать» их друг другу как эстафетную палочку для последующих раундов. Но на практике оказывается, что только готовности инвесторов работать с компаниями ощутимо не хватает.

С одной стороны, российский рынок ранних стадий, по мнению Генерального директора ООО «Новые плазменные технологии» Игоря Пивоварова, не доинвестирован минимум в 20 раз. Его поддержали и другие участники дискуссии. Рынок необходимо насытить колоссальным объемом денег – для того, чтобы инвестиционный лифт заработал как модель, чтобы в итоге из тысяч компаний путем инвестиционной «селекции» вырастали глобальные отраслевые лидеры. Сейчас же, как сказал Михаил Цыганков, Директор по ключевым партнерам Кластера Космических технологий и телекоммуникаций Фонда «Сколково», говорить о «лифте», по большому счету, не имеет смысла: компании «сидят каждый на своем этаже, и непонятно, какое движение происходит» – и ситуация не меняется уже последние десять лет.

С другой стороны, по мнению собравшихся, одной из насущных проблем является нехватка качественных проектов. Любовь Симонова, Ведущий эксперт Almaz Capital Partners, в своем выступлении заметила, что «из 5000 проектов, которые рассматривают эксперты фонда ежегодно, инвестируется только 4-5». «Проблема в том, – говорит Генеральный директор ЗАО Управляющая компания «Сбережения и инвестиции» Наталья Подсосонная, – что посевную стадию берут в основном команды, которые сложно назвать «проектными». Чаще всего это команды университетские, институтские или просто «инженерно-прикладные любители». Подобные команды в сообществе часто называют «грантоежками»: они ходят по институтам развития, из года в год берут деньги, отрабатывают контракт, а на выходе получают полуфабрикат, не готовый к выходу на рынок. Рынку остро не хватает предпринимателей, компетенции которых могли бы превратить идею или разработку в работающий бизнес.

Еще одна проблема – недостаточная амбициозность российских проектов. «Люди в России, к сожалению, никуда не хотят идти. Они даже не хотят никуда идти из своего маленького города», – отметила Любовь Симонова. Часто не имеет значения, насколько блистателен бизнес-проект по своей сути, если он, к примеру, ограничивает свою деятельность регионом и не претендует на масштабируемость – многие фонды не берутся за такие проекты просто в силу специфики своей инвестиционной стратегии.

Однако масштабируемость – это еще не все. На российском рынке не хватает историй внедрения технологии в производство. Многие компании элементарно не понимают, что при разработке продукта необходимо идти от рынка: презентуя потенциальному клиенту свой проект они обнаруживают, что продукт не востребован. Без четко поставленного отраслью технического задания проект может превратиться в «разработку ради разработки». Кроме того, технологические предприниматели, даже четко понимающие свой рынок, часто не представляют, как они будут встраиваться в технологические циклы крупных бизнесов и корпораций – своих потребителей. Справедливости ради надо отметить, что дело тут не только в некомпетентности предпринимателей, но и в том, что предприятия зачастую тщательно охраняют «секреты» своих производственных процессов. Это отдельная проблема, остро требующая решения.

Участники Круглого стола сошлись во мнении, что в условиях рыночной экономики все участники «инвестиционного лифта» должны активно осваивать и налаживать коммуникации друг с другом. Как считает Людмила Голубкова, Управляющий партнер ЗАО ИК «Старта Капитал»: «Если Вы верите в свой проект, и Ваш проект действительно имеет хорошие перспективы, то Вы можете найти своего, частного инвестора».

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
 25.03.2016

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме