Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • RUSSIAN TECH WEEK
  • AI_Conference
  • Vitacoin

Долгие думы об инновациях

Закон об инновациях: 12 лет спустя
Елена Тимохина, Алексей Гусаков, UNOVA

Первые попытки законодательного определения понятий «инновация» и «инновационная деятельность» были предприняты в 1999 году. Спустя 12 лет парламентарии решили, наконец, «договорится о терминах». Правда найти взаимопонимания, кажется, снова не удалось.

3 февраля группа депутатов из «Справедливой России» во главе с Иваном Грачевым, Константином Бесчетновым и Оксаной Дмитриевой внесли в Госдуму законопроект «О господдержке инновационной деятельности».

Это уже не первая попытка справедливороссов установить законодательное регулирование в сфере инноваций. «Я разработал этот проект семь лет назад, – признается Иван Грачев, один из составителей текста законопроекта, – мы прошли длительные консультации с Правительством, от которого в конечном итоге получили положительное заключение. Однако Госдума наш проект отклонила, посчитав его недостаточно проработанным».

То, что сейчас о необходимости закона снова заговорили – уже большое достижение. Ведь первые попытки создания полноценного закона об инновациях проводились еще в 1999 (тогда ему не хватило всего лишь одной подписи – президентской). Переработку закона отложили в долгий ящик. Сейчас закон решено было реанимировать.

На вопрос «Почему закон не могли принять так долго?», Виктор Зубарев, депутат «Единой России», отвечает, что парламентарии настороженно отнеслись к предлагавшимся ранее законопроектам в силу неоднозначности понятия «инновации». «Понятно, что текстовое определение данного термина не позволит нам наделить преференциями всех креативно мыслящих людей России», – уточняет депутат.

Иван Грачев, правда, видит в многолетней проволочки иные причины: постепенное превращение России в сырьевую страну, и развившаяся на этом фоне бездейственность политиков и бизнесменов.

«Сейчас в России накопилась критическая масса законов, в которых необходимо определение инновационной деятельности, – комментирует Иван Грачев, – отвергнув нашу законодательную инициативу, депутаты обещали создать что-то альтернативное».

И создали. Одноименный законопроект «О государственной поддержке инновационной деятельности» был подан в Госдуму группой парламентариев от «Единой России» днем раньше, 2 февраля.

«Грачев уже на протяжении семи лет вносит свой проект в Госдуму, – говорит Виктор Зубарев, соавтор нового документа, – загвоздка в том, что его текст не решает ключевых проблем: четкого определения инноваций и разработки прозрачных механизмов получения господдержки».

Действительно, вопрос определений – один из самых сложных. Тем более в свете отсутствия общепринятых определений в самом сообществе инноваторов. Несколько лет назад абсолютное большинство экспертов в этой отрасли вообще были против какого-либо госрегулирования: кто-то говорил, что законодательное определение может отсечь определенную часть инновационных компаний, кто-то настаивал на простом калькировании западных понятий.

«Я был не согласен ни с теми, ни с другими, – говорит депутат Иван Грачев, – мы не должны способствовать распространению американской попсы: нам нужны собственные нормы, заточенные под российского ученого».

То, что справедливороссы подошли к вопросу определений с особой тщательностью, видно невооруженным глазом: в их законе дана трактовка 14 «базовых терминов отрасли».

В частности под инновационной деятельностью парламентарии понимают «деятельность, направленную на трансформацию результатов интеллектуальной деятельности в виде изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, баз данных, ноу-хау, программ для ЭВМ, результатов НИР и НИОКР в товары (работы, услуги), и их последующую реализацию непосредственно или в составе производимой продукции (товаров, работ, услуг)».

Депутаты из «Единой России» подобную скрупулезность в вопросах дефиниций не продемонстрировали, посчитав нужным свести количество определений к минимуму. Их в законопроекте два:

«Инновационная деятельность – действия (деятельность) физического или юридического лица, направленные на создание и (или) практическое применение результатов научной и (или) научно-технической деятельности (инноваций) при производстве товаров, работ и услуг (инновационной продукции) по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации».

И «инновации, включающие в себя программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау), а также единые технологии».

Какое из двух определений (жесткое «Справедливой России» или абстрактное, предложенное партией власти) лучше  – вопрос сложный. Так, например, Григорий Геращенко, обладатель гранта от фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, считает, что определение должно быть конкретным и прицельно заточенным под российские реалии.

Принципиально законопроекты отличаются не только дефинициями, но и подходами к определению форм господдержки. Проект «Единой России» более детально прописывает как набор опций по поддержке инновационного бизнеса, так и порядок и условия ее предоставления.

В перечень стимулирующих мер входят налоговые льготы, субсидии, госгарантии при кредитовании, таможенные послабления. Абсолютная инновация разработчиков законопроекта – налоговый кредит, возможность отсрочить налоговые платежи или на время снизить их величину.

Помимо этого законопроект впервые вводит специальные преференции и для лиц, занимающихся «инновационным меценатством» (инвесторы, вкладывающие свои деньги на безвозмездной основе).

Правда, заявление президента Дмитрия Медведева на последнем заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию наводит на мысль о том, что законодательное определение инноваций может быть вновь отложено на неопределенное время, уступив место решению более прагматических задач.

«Нужно прежде всего ставить вперёд практические и прагматические начала. Тем не менее там, где нужно написать какой-то законопроект – я не против, конечно, давайте сядем и быстро напишем, – но пора с этим уже успокоиться, нужно не нормотворчеством заниматься, а переводить это всё в практическую плоскость», – заявил Дмитрий Медведев.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
10.02.2011

Читать статьи по темам:

инновации нормативные акты Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад

Читать также:

Инноваторы, будьте проще!

Поправки в Налоговый кодекс разрешают всем инновационным малым предприятиям использовать упрощенную систему налогообложения, стимулируя создание таких предприятий бюджетными научными и образовательными учреждениями.

читать

Условия для инновационной деятельности улучшат на мнимую величину

Эксперты не склонны переоценивать инициативу ведомства: «Любой шаг в этом направлении можно только приветствовать – Россия сильно отстает от других стран в области инноваций... Но этот шаг малюсенький».

читать

Товарищи инвесторы!

Минэкономразвития подготовило законопроект «Об инвестиционном товариществе», который позволит создавать новую форму ведения бизнеса по аналогии с западным Limited Partnership.

читать

Инновации и налоги: последние изменения российского законодательства

Изменения, внесенные в налоговое законодательство, направлены на создание благоприятного налогового климата для компаний, которые готовы инвестировать средства в развитие современных наукоемких продуктов и производств, а также внедрять на российском рынке современные технологии, созданные за рубежом.

читать

Конкурс студенческих бизнес-проектов

Первый российский студенческий конкурс бизнес-проектов HSE{10K} стартовал – не упусти свой шанс!

читать

Внедрение инноваций: приказано выжать!

Чиновники разъяснили госкомпаниям, как внедрять инновации. К июлю все они должны пройти технический аудит и подготовить программы. А за недоперевыполнение плана...

читать