30 Августа 2010

Много слов об инновационном бизнесе

Инновации – условие для лучшего качества жизни

О текущем состоянии инновационного бизнеса в России и о путях его развития проекту FinTimes.ru рассказал Игорь Задворнов,  руководитель постоянного представительства Администрации Губернатора и Правительства Новосибирской области в Москве.
Беседовала Елизавета Суворова

Игорь Анатольевич, сейчас часто говорят об инновациях. Что же такое инновации и чем они отличаются, например, от новшеств или изобретений?

Инновации сейчас смело можно назвать основным двигателем современного развития, условием роста экономики, человеческого потенциала, в конечном итоге условием для лучшего качества жизни. А если учесть, что все эти факторы происходят  по-прежнему в рамках жесткой конкуренции на мировых рынках, то инновациями в полном смысле могут называться не любые новшества и изобретения, а лишь те, которые принесли определенный результат для людей, общества, государства, то есть вписавшиеся в систему экономических отношений, ставшие фактором развития экономики, ставшие продуктом, имеющим своего потребителя и формирующим в свою очередь спрос. Попросту говоря, успешно проданное и полезное для экономики новшество или изобретение и есть инновация.

Как можно охарактеризовать инновационный бизнес в России?

Развитие общества невозможно представить без инноваций. Иначе общество будет стагнировать,  отставать от конкурентов, что скажется на всех сферах жизни. Поэтому в России инновации были всегда востребованы как необходимое условия развития экономики. В СССР инновации были прямым заказом централизованной авторитарной государственной власти, как условие выживания режима и государства в противостоянии с Западом. Отсюда и успехи в развитии фундаментальной и прикладной науки, покорении космоса, создание эффективной  военной техники и оборудования, атомной промышленности и т.п.  После развала Союза исчез и государственный заказ на инновации – появился бизнес, который на первоначальной стадии не нуждался в инновациях, так как ему необходимо было «переварить» гигантское наследие советской экономики, потенциал которой был огромен. Но всему когда-нибудь приходит конец, и успешно конкурировать в мире на одном лишь советском наследии у нас  не получилось.  И когда пришло понимание того, что необходимо менять структуру экономики, уходить от сырьевой зависимости, строить современное государство, тогда и были сформулированы новая стратегия и новые приоритеты: модернизация и инновации, как главный и существенный фактор модернизации. Вновь появился государственный заказ на инновации, что в условиях рыночной экономики является прямым сигналом для бизнеса. Отсюда можно охарактеризовать современный инновационный бизнес в России, как зарождающийся и имеющий огромный потенциал роста.

Какие перспективы развития инновационного бизнеса в России?

Главный сигнал для развития инновационного бизнеса уже сделан – Президент и Правительство сформулировали задачи развития инноваций в качестве приоритетов государства. И сейчас самым главным является определение «правил игры», создание правовых, институциональных и технических условий для развития и ведения инновационного бизнеса. Бизнесу должны быть выгодны инновации. Если мы эту линию выдержим последовательно, то Россия имеет прекрасный шанс войти в число стран с современной передовой экономикой с высоким уровнем науки и техники, а инновации в различных сферах экономики станут главным движущим фактором для предпринимательской активности и бизнеса.

Как думаете, что поможет инновационному бизнесу выйти на новые рубежи? В каком направлении нужно двигаться?

Последовательность и настойчивость всех уровней власти в содействии инновационному бизнесу.  Нужны понятные и непротиворечивые законы, поощряющие развитию инноваций, нужны меры экономического стимулирования, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. В идеале, государство должно создать атмосферу всеобщей увлеченности общества инновациями, это должно стать своего рода национальной идеей, наподобие того, как в 30-е годы индустриализация стала национальной идеей в СССР.  Модернизация и инновации, на мой взгляд, и должны стать нашей национальной идеей.

Какие имеются проблемы? И какие пути решения их Вы видите?

Проблем еще много. Мы только в начале пути. Законодательство, стимулирующее инновации, только формируется. У нас еще нет эффективных механизмов внедрения  новых технологий и изобретений в производство. У нас до конца не отрегулированы вопросы защиты интеллектуальной собственности, патентное законодательство и т.д. У нас по-прежнему дорогие и достаточно «короткие» кредиты и не все в порядке с инвестициями в новые технологии. До конца не решена проблема «утечки мозгов». Высшие учебные заведения медленно перестраивают свои программы в сторону стимулирования инноваций, поэтому это все надо менять.

Игорь Анатольевич, сегодня много говорят о необходимости принудить бизнес к инновациям. Существуют ли реальные и доступные способы сделать это, не нарушая принципов рыночной экономики?

Ни в коей мере не нужно никого принуждать. Можно получить обратный результат. Если вести умную политику и создать необходимые экономические и правовые предпосылки  – бизнесу будет выгодно вкладывать в инновации.  Приведу простой пример. Энергосбережение и энергоэффективность. Государство объявило их как приоритеты.  В ноябре 2009 г. Президент России Д.А. Медведев подписал Федеральный закон № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливающий обязанность хозяйствующих субъектов заниматься энергосбережением. Но это не административное, а понятное для бизнеса экономическое принуждение, повышающее в итоге эффективность экономики и способствующее появлению рынка энергосберегающих технологий, который  напрямую замыкается на новых технологиях и инновациях и является рыночным заказчиком. И этот закон начал работать – в регионах принимаются местные программы повышения энергоэффективности. Первые результаты работы закона можно будет оценить на Ярославском энергетическом форуме в октябре этого года, где свои программы представят более 65-ти российских регионов. Рынок энергосберегающих технологий в последнее время растет значительно большими темпами, чем экономика в целом, а от потенциала его роста (в ближайшие годы предполагается его рост в разы) захватывает дух. Бизнес умеет считать деньги –  вложения в энергоэффективность крайне выгодны. Это хороший пример для других отраслей экономики.

Как Вы считаете, насколько сложно российской экономике перейти на «инновационные рельсы»?

Учитывая исторически сложившуюся сырьевую структуру экономики, масштабы страны, инертность мышления и стереотипы, перейти на «инновационные рельсы» будет непросто. Но у нас просто нет другого выбора…

Существуют ли сложности внедрения инноваций в производство?

Изначально новшество возникает в результате теоретических проработок, практических исследований и экспериментов.  Для того чтобы превратить его в настоящую инновацию необходимо внедрить новшество в производство. Это требует дорогостоящих маркетинговых исследований, проведения НИОКР, создания производственно-технической базы. Все это влечет за собой колоссальные затраты ресурсов, как материально-технических, так и человеческих. Неудивительно, что зачастую инновационная деятельность с точки зрения прогнозов может себя и не оправдать, поэтому особенно тщательного подхода требует доинвестиционный период исследований, включающий бизнес-планирование, маркетинговое исследование, оценку экономической эффективности и целесообразности внедрения новшества.  У нас в стране на такую работу традиционно выделяется на порядок меньше средств, чем в большинстве развитых экономик мира. И это проблема не столько государства, сколько самого бизнеса. Хотя государство здесь не может оставаться в стороне. Для содействия внедрению инноваций в производство образована, например, Российская венчурная компания, в сфере энергетики для этих целей создано Российское энергетическое агентство. В направлении внедрения инноваций разворачивается российская фундаментальная наука, создана система федеральных исследовательских университетов, в которую вошел и Новосибирский государственный университет. Многое делается на региональном уровне. Например, у нас в Новосибирской области образован региональный фонд содействия развития венчурного инвестирования. Кроме того, в регионе формируется  фонд инвестиций в инновационные проекты и программы, который будет партнером крупных государственных фондов и корпораций, в частности, РОСНАНО. Эффективно начал работать такой инструмент инновационной активности, как Технопарк новосибирского Академгородка. Очень востребована такая форма инновационной активности, как международный молодежный инновационный форум «ИНТЕРРА». В этом году форум проводится уже во второй раз в Новосибирске с 23 по 25 сентября. Его цель – создать условия для продуктивного общения, обмена опытом, обобщения экспертных мнений и изучения лучших практик развития инновационной экономики регионов, выработки новых технологий в сфере инвестиционного, социального развития и регионального управления.

Как вообще можно охарактеризовать инновационный рынок России? Насколько интересны российские разработки и технологии зарубежным инвесторам?

Инновационный рынок у нас в стадии формирования. Перспективы, как я уже говорил, весьма впечатляющие. К сожалению, можно констатировать, что как раз российские разработки и технологии были в последнее время более востребованы за рубежом, чем у нас. Однако ситуация постепенно меняется. Мы постепенно перестаем восприниматься как источник углеводородных ресурсов и военной техники. У нас уже создано ряд технологий, которые конкурентоспособны и интересны на мировых рынках – это и нанотехнологии, и биотехнологии, и инновации в сфере информатизации, космоса, энергосбережения и мн. др.   Замечательно то, что начался встречный процесс «притока умов» в Россию и «Сколково» здесь – знаковое, но не единичное событие. Вместе с умами приходят и зарубежные инвестиции.

Не так давно была создана комиссия по модернизации экономики во главе с президентом. На Ваш взгляд, комиссии достаточно, чтобы справиться с поставленными задачами?

То, что создана такая комиссия – это знаковый шаг, сигнализирующий бизнесу об изменении государственных приоритетов и повороте в сторону модернизации и инноваций. Комиссия это совещательный орган, который объединяет и государственный структуры и бизнес для решения задачи модернизации страны. Это, своего рода, высшая площадка для координации той гигантской работы, которая сейчас разворачивается в стране. Но без активного участия всех уровней власти: от федеральных до региональных и местных, от крупных госкорпораций до малых форм предпринимательства, от академии наук до маленьких университетских лабораторий, не решить задачи модернизации. Модернизации и инновации – вот наша новая национальная идея. И она должна захватить всех. Тогда будет успех.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
30.08.2010

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме