Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • RUSSIAN TECH WEEK
  • Vitacoin

Не ищите денег, ищите партнеров

Почему есть спрос на разработки молодых инженеров

Газета «Поиск», Елизавета Понарина

На стене комнаты для переговоров в Инжиниринговом центре Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» шесть циферблатов. Под каждым своя надпись: Москва, Бахрейн, Лесной, Стамбул, Сан-Франциско и Шэньчжэнь. Зачем-то мифистам нужно знать, какое время сейчас на юге Китая, в городах Турции и США, в крохотном государстве на берегу Персидского залива и в Свердловской области...

– Точки дислокации ваших партнеров? – пытаюсь угадать, едва познакомившись с Константином Межанковым, заместителем руководителя ИЦ. 

– Ну, да, – улыбается он. – В Бахрейне, Турции, США и Китае есть наши партнеры, в Лесном строится завод для выпуска продукции. А то, что Лесной – закрытое административно-территориальное образование (ЗАТО), нас не смущает: он, как и МИФИ, на базе которого создан наш центр, «одной крови» с «Росатомом». Конечно, российских площадок у нас много. Все обозначить – стены бы не хватило. Благодаря деятельности ректора Михаила Стриханова за счет разветвленной структуры НИЯУ нам открыты любые регионы. В Лесном же к концу года планируем запустить многофункциональный производственный цех. Строят его на деньги «Росатома», он заинтересован для занятости населения создавать в ЗАТО наукоемкие предприятия. Там начнут осваивать наши разработки, потому что все они, так или иначе, завязаны на одну элементную базу: определенные микросхемы с добавлением необходимого функционала. Первая продукция – эндоскопический комплекс под названием «капсула "Ландыш"». Она должна избавить народ от необходимости «глотать кишку», когда надо обследовать желудочно-кишечный тракт.

– А почему «Ландыш»? В медицине его с опаской используют – ядовит...

– Ландыш – это имя. Так зовут доктора, с которой мы начинали работу над этим эндоскопическим комплексом. Ландыш Ильдусовна Губайдулина из больницы №85 г. Москвы, врач высшей категории. Как только завершатся клинические испытания прибора, в Лесном за год начнут выпускать до 300 тысяч капсул. По нашим расчетам, это закроет потребность страны. 

– Так главная цель разработки – избавить пациента от неприятной процедуры? Глотаешь нечто размером с крупную маслину и...



– Живешь обычной жизнью, пока она часов восемь совершает променад по твоему ЖКТ, разглядывая, каково его состояние, а считывающее устройство, которое пациенту крепят на поясе или кладут в карман, фиксирует эти данные. Потом обследуемый отдает врачу эту коробочку, и тот переносит запись в компьютер, где специальная нами созданная программа анализирует зафиксированное. Следующие модификации капсулы позволят расширить ее функциональные возможности и улучшат качество обследования. Скажем, врач не может сидеть и день-деньской смотреть видео каждого пациента. Мы разработали программное обеспечение, которое определяет повреждение ЖКТ автоматически – и тут же шлет сигнал врачу, чтобы присмотрелся к проблемной зоне внимательнее. Последнее слово всегда за человеком, какой бы результативной ни была программа. Причем по сравнению с японскими и израильскими аналогами наше ПО можно поставить на любой компьютер. А за рубежом вместе с капсулой надо покупать серьезный специальный компьютер. Дорого выходит. Когда еще до повышения курса валюты мы проверяли стоимость обследования капсулой в частных клиниках Москвы, выходило, что пациенту надо выложить порядка 70 тысяч рублей за одну диагностику. В нашей стране большинству народа это не по средствам. Как ни неприятно, а люди, поглядев на капсулу, пойдут глотать шланг бесплатно. Поэтому мы нацелены дать населению такой продукт, который стоил бы на порядок меньше импортных. А по технологическим характеристикам, уверяю вас, наша капсула уже сейчас лучше зарубежных аналогов. Плюс на выходе инициативные разработки, которые позволяют надеяться, что скоро пациент сам будет пересылать по сетям видео врачу, а не тащиться в клинику со своим считывателем. Единственный минус капсулы по сравнению с эндоскопией – нельзя взять биопсию. Зато серьезный плюс – возможность проверки тонкого кишечника, куда ни один шланг не добирается. В перспективе планируем выпуск магнитной капсулы, которую врач с помощью джойстика будет водить вперед-назад по ЖКТ пациента... Чтобы поскорее проскользнуть там, где все в порядке, и замедлить движение, даже вернуться в зону, где что-то вызвало подозрение врача. 

– Следующий шаг – доставка лекарства в зону болезни?

– Да, магнитная капсула, когда будет доработана, сможет нести и лекарство. Тоже планируем делать в Лесном. Мы, как Инжиниринговый центр, служим для «Росатома» интегратором идей преобразований, которые помогут удержать в глубинке молодежь – квалифицированные кадры из числа наших выпускников. Уверяю вас, сейчас существует огромное количество российских разработок с хорошим потенциалом. Аналогов в мире им нет. 

– Почему же о них мало знают?

– Потому, что существует разрыв между разработкой и производством. Мы пытаемся его преодолеть: аккумулируя в деятельности ИЦ и инженерные решения, и умение превратить в продаваемый продукт прорывные технологии. Мы всем говорим: приносите разработки, посмотрим, расскажем, покажем, что надо сделать, чтобы начать их производство. 

– Слышала, что скоро вы должны будете выйти на самоокупаемость, то есть привлечь денег от заказчиков как минимум столько, сколько получили на этот проект от Минобрнауки за все три года жизни ИЦ...

– Ничего страшного мы в этом требовании не видим. На самоокупаемость хотим выйти за счет зарубежных инвестиций. Приоритетная задача – не тянуть деньги из национальной экономики, а, наоборот, привлечь в нее из-за границы. Всем кажется, что при нынешней геополитике бизнесу не до инвестиций в российскую экономику, но на самом деле за счет того, что мы довольно долго и кропотливо работаем со своими партнерами, они не пугаются сложившейся ситуации. Наши разработки их интересуют.

– Как про них узнали? 

– Директор ИЦ Дмитрий Михайлов учился в английском Институте Варвика, который с точки зрения коммерциализации высокотехнологичных разработок считается одним из лучших в мире, он там приобрел множество полезных знакомств и получил диплом MBA, первый же диплом у него – МИФИ. Мы стремимся замечать тенденции развития в мире и искать новое для России, чтобы повысить ее авторитет. Одна из работающих стратегий white label – белая марка. Она активно задействована в Европе. Суть ее в том, что, располагая опытным производством, где отлаживаем цепочку выпуска продукта, мы его, готовый, предлагаем профильной раскрученной компании, которая берется торговать им... под своей маркой. 

– Не жалко свое дитятко на сторону отдавать – родили, растили, а слава – чужим?

– Мы, инженеры, можем придумать, сделать товар, но не умеем продавать, ибо в принципе торговлей заниматься не должны. Инжиниринговый центр создан для того, чтобы разрабатывать, а когда продукт готов полностью, выход его на рынок под именем крупной фирмы сокращается до считаных дней. Когда мы приносим наш продукт мощному интегратору – «Росатому», компаниям типа Yota или InfoWatch, они не несут никаких рисков, внедряя данный товар в свою линейку продуктов. Они получают разом готовый продукт, производство и команду разработчиков, а лейбл ставят свой. Мы с этого будем иметь роялти, о котором каждый раз необходимо договариваться отдельно.

[…]

– Каковы перспективы центра? 

– Бюджет нашего инжинирингового центра состоит наполовину из средств государства, наполовину из денег частных компаний. Мы стараемся границу ни в ту, ни в другую сторону не сдвигать. Уйдешь в госзаказы – потеряешь конкурентоспособность. На рынке высоких технологий надо все время быть у руля, двигаться, лавировать, отслеживать новую продукцию, со своей сравнивать. И соответственно – начинать новые линии. В целом, я считаю, наш опыт – пример того, как могут работать подобные центры и вообще научные группы. А опытом нужно делиться. Мы работаем максимально открыто и эффективно, нереальных целей никто не ставит. Люди часто не задумываются, что есть довольно простые способы осуществить свою идею. Одновременно мы сами готовы учиться. Видимо, пора начать посещать другие инжиниринговые центры, чтобы найти новые возможности развития. Потому что крайне важно, чтобы именно российские разработки сегодня начинали вытеснять зарубежные.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
15.07.2015

Читать статьи по темам:

бизнес внедрение высоких технологий инновации Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад

Читать также:

Открытый университет Сколково

28 июня стартует вторая Летняя школа Открытого университета Сколково. В этот раз ее слоган – «Наука как бизнес». Над чем будут работать участники этой сезонной школы и какие возможности дает Инновационный центр «Сколково» молодым ученым и предпринимателям?

читать

Как «Химрар» стал для России одним из главных проводников фарминноваций

Взрывающих рынок блокбастеров у сравнительно небольшой компании еще нет, но то, как ее собственники ухитряются находить миллиарды на их разработку, в том числе в государственном кошельке, – само по себе почти блокбастер.

читать

Какими будут рынки и технологии через 10 лет

Агентство стратегических инициатив и РВК взялись за реализацию Национальной технологической инициативы – программы по формированию принципиально новых рынков и созданию условий для глобального технологического лидерства России к 2035 году.

читать

Молодежная премия в области наноиндустрии – 2015

Стартовал прием заявок на соискание VII Российской молодежной премии в области наноиндустрии.

читать

Трансфер технологий – новое измерение

Приглашаем вас принять участие в IX Международном Форуме «От науки к бизнесу» «Трансфер технологий – новое измерение», который состоится 20-22 мая 2015 года в Санкт-Петербурге.

читать