• moskalev
  • Био/​мол/​текст

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки: нет предела совершенству

Японские исследователи из университета Киото, работающие под руководством профессора Шинья Яманака (Shinya Yamanaka), разработали новый метод создания индуцированных плюрипотентных клеток, предотвращающий их озлокачествление и формирование раковых опухолей после введения в организм. Это достижение способно значительно уменьшить один из основных рисков, связанных применением новейших методов бурно развивающихся в настоящее время клеточной терапии.

Профессор Яманака стал знаменитостью мирового масштаба благодаря работе, результатом которой стало создание первых индуцированных плюрипотентных клеток (иПСК). Суть достижения заключается в том, что он, с помощью комплекса генов, превратил клетки взрослого организма в клетки, являющиеся аналогом эмбриональных стволовых клеток. Использование таких клеток в медицинских целях позволяет избежать этических проблем, однако, как оказалось, оно связано с высоким риском формирования злокачественных опухолей в организме реципиента.

В поисках альтернативы фактору, ассоциированному с канцерогенностью индуцированных плюрипотентных стволовых клеток, Яманака и его сотрудники проанализировали базу данных японского Агентства промышленной науки и технологии, содержащую более 1400 генов. Найденный ими ген фактора транскрипции Glis1, высокий уровень экспрессии которого характерен для неоплодотворенных яйцеклеток и эмбрионов на одноклеточной стадии развития, предотвращает размножение клеток, не прошедших полный цикл превращения в индуцированные плюрипотентные клетки. Последующая гибель этих клеток, практически не отличимых от полноценных иПСК и запускающих процесс формирования опухолей, значительно повышает безопасность конечной популяции клеток.

Более того, исследователи продемонстрировали, что добавление Glis1 в комплекс факторов, используемых для создания индуцированных плюрипотентных стволовых клеток из фибробластов, повышает эффективность старого метода в 10 раз. Причем его поистине «волшебное» действие распространяется как на мышиные, так и на человеческие клетки.

Однако специалисты отмечают, что, несмотря на значимость нового достижения Яманаки, проблема еще не решена. Дело в том, что вирусный вектор, используемый для доставки трансформирующих генов в репрограммируемые клетки, также может послужить причиной формирования злокачественных опухолей. Поэтому работа над усовершенствованием метода продолжается.

Статья Momoko Maekawa et al. Direct reprogramming of somatic cells is promoted by maternal transcription factor Glis1 опубликована 8 июня в журнале Nature.

Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru по материалам NIKKEI: New Take On iPS Cells May Cut Cancer Risk.

20.06.2011

Страшилка про индуцированные плюрипотентные стволовые клетки

Результаты исследований молекулярных биологов из Калифорнийского университета в Сан-Диего ставят под вопрос радужные перспективы использования индуцированных стволовых клеток в медицине.

Созданы искусственные астроциты

Возможность получать из эмбриональных и индуцированных плюрипотентных стволовых клеток крупные однородные пробы астроцитов открывает перспективу для лучшего изучения их функций, а также для разработки новых эффективных лекарств от нервных заболеваний.

Стволовые клетки против цирроза печени

Клетки различных тканей взрослого человека, превращенные в индуцированные плюрипотентные стволовые клетки и дифференцированные в гепатоциты, восстановили ткань печени мышей с хроническим циррозом.

ИПСК могут восстановить поврежденную сетчатку

Результаты исследования открывают широкие перспективы ИПСК для лечения возрастной макулярной дегенерации, пигментного ретинита, диабетической ретинопатии и других заболеваний сетчатки, которыми страдают миллионы.

Индуцированные плюрипотентные стволовые клетки: микроРНК в 100 раз лучше, чем гены

С помощью генной инженерии из ста тысяч взрослых клеток можно получить не больше двадцати индуцированных плюрипотентных стволовых клеток. Использование микроРНК позволило увеличить эту цифру приблизительно до 10000.