• mmif-2019

Клетки обонятельных нервов восстановили спинной мозг человека

Парализованному вернули подвижность инъекции обонятельных клеток

Медновости

Мужчина, парализованный ниже груди в результате ножевого ранения в спину, смог начать ходить благодаря новаторской терапии, проведенной международной группой ученых, сообщает BBC (Paralysed man walks again after cell transplant). Согласно результатам исследования, опубликованным в журнале Cell Transplantation (Tabakow et al., Functional regeneration of supraspinal connections in a patient with transected spinal cord following transplantation of bulbar olfactory ensheathing cells with peripheral nerve bridging clinical indication of beneficial effects of transplanted autologous bulbar cells, в открытом доступе – ВМ) чувствительность ног мужчине вернула трансплантация в спинной мозг нервных клеток из носовой полости.

В результате инцидента в 2010 году сорокалетний Дарек Фидика (Darek Fidyka) был полностью парализован ниже груди. В течение двух лет после ранения пациент оставался неподвижным без каких-либо симптомов улучшения состояния, несмотря на многие месяцы интенсивной физиотерапии.

Исследования на животных уже показали, что инъекции оболочечных клеток, выделенных из обонятельных нервов, в спинной мозг парализованных крыс способны восстановить нервную передачу и избавить от паралича. Теперь, впервые в мире польские хирурги совместно с учеными из Лондона для восстановления состояния пациента применили оболочечные клетки обонятельных нервов, которые участвуют в формировании обоняния. Часть нервной системы, отвечающая за обоняние, регенерирует на протяжении всей  жизни человека, в связи с чем исследователи и решили использовать их для восстановления повреждений спинного мозга.

Восстановление спинного мозга состояло из нескольких этапов:

1. Хирурги удалили у пациента одну из двух обонятельных луковиц, чтобы выделить из нее оболочечные клетки обонятельных нервов и вырастить их в лаборатории.
  2. Спустя две недели парализованному начали делать микроинъекции выращенных в лаборатории клеток (в общей сложности примерно 500 тысяч клеток) выше и ниже той области, где спинной мозг был поврежден вследствие удара ножом.
  3. Четыре «полоски» нервной ткани были помещены в спинной мозг поперек восьмимиллиметрового разрыва.

В результате спустя три месяца у пациента появилась чувствительность в области бедер, а через полгода после лечения он уже сделал свои первые шаги вдоль брусьев при поддержке физиотерапевта. Теперь, спустя два года после операции, Фидика может при помощи специальной рамы выйти из реабилитационного центра. Кроме того, у него частично восстановился контроль мочевого пузыря и кишечника и сексуальная функция.

Магнитно–резонансная томография (МРТ) показала, что разрыв в спинном мозге пациента исчез. «Удивительно видеть, как восстановление спинного мозга, которое считалось невозможным в течение многих лет, становится реальностью», – сказал нейрохирург и глава польской исследовательской группы Павел Табаков (Pawel Tabakow). Теперь ученые планируют испытать эту методику на других десяти пациентах из Польши и Великобритании.

22.10.2014

клеточная терапия нейроны регенерация травма Версия для печати

Мышечные стволовые клетки восстанавливают поврежденные нервы

Выделенные из мышечной ткани человека стволовые клетки восстановили целостность нерва и способность управлять мышцами в животной модели повреждения седалищного нерва.

Нейроны лечатся слиянием

В ответ на хроническое воспаление, сигнализирующее о болезни, стволовые клетки крови устремляются в мозг и сливаются с одним из типов нейронов в 100 раз интенсивнее, чем ранее считалось.

Фетальные нейроны – долгожители

Фетальные допаминегические нейроны сохраняют жизнеспособность и функциональность как минимум в течение 14 лет после трансплантации в мозг пациентов с болезнью Паркинсона.

Мышам с рассеянным склерозом помогла клеточная терапия

После трансплантации человеческих стволовых клеток в спинной мозг мышей с заболеванием, близким к рассеянному склерозу человека, животные снова смогли ходить и даже бегать.

Астроциты помогут при травме спинного мозга?

Для спинного мозга повторен тот же трюк, который давно проделывают для мозга головного: спинномозговые нейроны были получены из вспомогательных клеток нервной ткани – астроцитов.

Паркинсоникам помогут астроциты?

Имплантация в мозг астроцитов, выращенных из глиальных клеток-предшественников, может стать многообещающим подходом в лечении болезни Паркинсона.