Низкокалорийная диета и продолжительность жизни: эволюционная гипотеза

Давно известно, что ограничение количества употребляемой пищи снижает вероятность развития ассоциированных с возрастом заболеваний, таких как рак, и увеличивает продолжительность жизни.

Этот эффект продемонстрирован множеством исследовательских групп на различных модельных организмах, в том числе дрожжах, мухах-дрозофилах и мышах. Есть также данные, свидетельствующие в пользу положительного влияния низкокалорийной диеты на приматов.

Согласно общепринятому объяснению этого феномена, он обеспечивает выживание видов в периоды голода. Однако австралийские исследователи из университета Нового Южного Уэльса доктор Марго Адлер (Margo Adler) и адъюнкт-профессор Расселл Бондуриански (Russell Bonduriansky) не согласны с этим утверждением. Они считают, что увеличение продолжительности жизни на фоне низкокалорийной диеты является лабораторным артефактом.

Низкокалорийная диета ухудшает способность иммунной системы бороться с инфекционными агентами, а также снижает мышечную силу, необходимую для выживания. Поэтому в природных условиях ограничение питательности рациона не может приводить к увеличению продолжительности жизни.

В отличие от благоприятных условий лаборатории, в дикой природе бОльшая часть животных погибает в молодом возрасте от хищников или болезней. В лабораторных условиях низкокалорийная диета увеличивает продолжительность жизни за счет снижения вероятности развития возрастных болезней. Поэтому маловероятно, что она имеет аналогичный эффект в дикой природе, где животные, как правило, не доживают до возраста, в котором у них развивается рак или другие возрастные патологии.

Однако известно также, что низкокалорийная диета повышает эффективность повторной переработки «клеточного мусора», а также механизмов восстановления повреждений организма.

Авторы предлагают новую теорию, согласно которой этот эффект является результатом эволюционного развития, так как он помогает животным размножаться в условиях недостаточного количества продуктов питания. В таких условиях потребность организма в пище снижается за счет переработки и повторного использования ранее запасенных питательных веществ.

Описанный эффект мог обуславливать увеличение продолжительности жизни лабораторных животных, содержащихся на низкокалорийной диете, за счет того, что интенсификация переработки клеточного мусора снижает скорость износа клеток и риск развития рака.

С точки зрения здоровья человека именно этот аспект является наиболее интригующим. Несмотря на то, что увеличение продолжительности жизни может быть всего лишь побочным эффектом низкокалорийной диеты, лучшее понимание лежащих в основе этого феномена механизмов переработки клеточного мусора может помочь в разработке методов увеличения продолжительности жизни и улучшения состояния здоровья людей. Вполне возможно, что со временем ученым удастся разработать фармацевтические препараты, обладающие эффектам низкокалорийной диеты.

Статья Margo I. Adler, Russell Bonduriansky Why do the well-fed appear to die young? опубликована в журнале BioEssays.

Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам Wiley:
Eat More, Die Young: Why Eating a Diet Very Low In Nutrients Can Extend Lifespan.

18.03.2014

возрастные болезни низкокалорийная диета продолжительность жизни эволюция Версия для печати

Низкокалорийная диета не может продлить жизнь человека?

Результаты 25-летнего исследования на макаках резус опровергают предположение, согласно которому хорошо сбалансированная низкокалорийная диета способна увеличить продолжительность жизни.

Генетика старения и как с ней бороться

Поиск веществ и методов, воздействующих на уже известные и пока еще не открытые гены и сигнальные пути, связанные со старением, продолжается. Дождёмся ли результатов мы с вами – другой вопрос…

Паразитическая ДНК размножается в стареющих тканях

По мере старения в клетках ослабевает контроль над делением так называемой «паразитической ДНК», что несет в себе потенциальную угрозу для здоровья организма.

Подавление активности гена mTOR продлевает жизнь на 20%

Путем подавления активности гена mTOR ученые продлили жизнь мышей примерно на 20%, что соответствует увеличению средней продолжительности жизни человека на 16 лет.

Как защитить нейроны от дегенерации?

Учёным удалось не только подтвердить, что снижение количества потребляемых калорий замедляет дегенерацию нейронов, но и показать, что лекарственные средства, активирующие фермент сиртуин-1, вызывают тот же эффект.

Еще раз о пользе низкокалорийной диеты

Сокращение калорийности пищи у мышей замедляет укорачивание теломер, на 20%продлевает жизнь и на 40% снижает заболеваемость раком и возрастными болезнями.