• Биомолтекст2020

Продление жизни и активные формы кислорода: всякий яд – лекарство?

Активные формы кислорода могут продлевать жизнь
Кирилл Стасевич, Компьюлента

Кислородные радикалы, о которых все привыкли думать, что они вредят ДНК и ускоряют старение клеток, могут оказывать противоположное действие, подавляя работу некоторых важных клеточных белков.

«Активные формы кислорода – злонамеренные вещества, которые вызывают окислительный стресс, повреждают ДНК и являются причиной преждевременной гибели клеток и старения» – такая точка зрения довольно долго господствовала в научной среде, однако сейчас её позиции сильно пошатнулись.

Активные формы кислорода действительно способны сеять фатальные разрушения внутри клетки благодаря своей исключительной реакционной способности. Но, как это часто бывает, у них обнаружилась и «светлая сторона»: использование этих молекул в некоторых сигнальных путях клетки может привести к увеличению продолжительности жизни.

В статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism (Pan et al., Regulation of Yeast Chronological Life Span by TORC1 via Adaptive Mitochondrial ROS Signaling), группа исследователей из Йельского университета (США) рассказывают о том, как опасные кислородные радикалы продлевают жизнь дрожжам.

В клетках эукариотических организмов, от грибов до млекопитающих, есть универсальный сигнальный путь, связанный с протеинкиназой mTOR. Этот фермент участвует в регуляции клеточного размножения; если вокруг много питательных веществ, mTOR «подстёгивает» белоксинтезирующую машину клетки. Давно известно, что подавление работы комплекса mTOR продлевает жизнь клетки. Оказалось, что таким подавляющим действием на этот фермент обладают те самые активные формы кислорода, которые в изобилии продуцируются митохондриями. Клетки дрожжей, у которых искусственно стимулировали работу фермента, уничтожающего кислородные радикалы, жили меньше. В то же время исследователи отмечают, что на mTOR должно оказываться «целенаправленное воздействие» активными формами кислорода, чтобы клетки жили дольше, поскольку эти молекулы всё же являются довольно опасными соединениями.

Это не единственная работа, посвящённая полезным качествам активных форм кислорода; учёным уже известно об их благотворном воздействии на иммунную систему и потенциальной применимости при онкологических заболеваниях. Сигнальный путь, в котором участвует белок mTOR, существует у самых разных организмов: есть данные о том, что ингибирование этого фермента продлевает жизнь не только одноклеточным дрожжам, но даже мышам. Возможно, в наших руках в скором времени появится простой и эффективный «кислородный» инструмент, позволяющий удлинять жизнь собственным клеткам.

Подготовлено по материалам Йельского университета: Once Blamed for Aging, ROS Molecules May Actually Extend Life

09.06.2011

продление жизни свободные радикалы старение Версия для печати

Продление жизни: отключите белки трансляционного контроля митохондрий

Подавление синтеза белков трансляционного контроля митохондрий, необходимых для нормального биосинтеза в этих органеллах, приводило к продлению жизни клеток.

Свободные радикалы замедляют старение?

Активные формы кислорода, о вреде которых написаны горы научных статей, оказались так же нужны организму, как, например, холестерин. Небольшая, но постоянная доза свободных радикалов – именно то, что помогает организму справиться с преждевременным старением.

Эволюция по Скулачеву: человек разумный и нестареющий

Старость – «пережиток прошлого», доставшийся человеку в наследство от животных, считает В.П. Скулачев. Цель проекта «Ионы Скулачева» – борьба со старением и продление жизни. Однако его результаты можно рассматривать не только с практической точки зрения – они дают основание для новых гипотез, связанных с эволюцией человека.

Свободные радикалы и продление жизни: напейся яду!

Нематоды с увеличеннным образованием свободных радикалов, к удивлению учёных, жили дольше, чем обычные. Как и черви, которых кормили ядовитым гербицидом, убивающим растения за счёт усиления синтеза свободных радикалов. Только, пожалуйста, не повторяйте эксперимент на себе!

Старение: теломеры + митохондрии + стволовые клетки + …

Деградация теломер и активация экспрессии р53 способствуют нарушению функций стволовых клеток и митохондрий и старению на всех уровнях, от биомолекул до всего организма. Расшифровка взаимосвязей этих и других механизмов старения позволит разработать методы его профилактики и омоложения органов и тканей пожилых людей.

Лекарство от старости без рецепта

Сложный коктейль из 30 продающихся без рецепта ингредиентов замедляет развитие основных признаков старения и продлевает жизнь в среднем на 11%. У мышей. Будем ждать результатов клинических исследований или смешаем коктейль по приведенной здесь таблице прямо сейчас?