• mmif-2019

Инцест продлевает жизнь

Пётр Смирнов, «Газета.Ru»

Женщины живут дольше благодаря наличию второй X-хромосомы, способной подстраховать от скрытых мутаций на первой. Чтобы проверить это, шведские учёные проследили за 10 поколениями родных братьев и сестёр, спаривавшихся исключительно друг с другом. Самки стали жить меньше в полном соответствии с гипотезой. Но дольше стали жить и самцы, а этого гипотезы асимметричного наследования уже не объясняют.

Эволюция и жёсткий естественный отбор проявляются не только в разнообразии форм и размеров, но и в мельчайших, отработанных миллионами лет деталях. Иногда даже на первый взгляд необъяснимых – например, в очень устойчивых половых различиях по признакам, которые, кажется, к полу и размножению никакого отношения не имеют.

Пример внешних проявлений таких отличий, видимых невооружённым взглядом, – львиная грива, павлиний хвост или грозные моржовые клыки, равно как и преимущество мужчин в росте, массе и силе. Другое отличие, которое можно заметить лишь при изучении демографических данных, – не поддающаяся логическому объяснению разница в средней продолжительности жизни между мужчинами и женщинами.

Шведка Трина Бильде из Университета Упсалы и её коллеги из Дании, Австралии и США нашли неожиданный способ компенсировать эту «половую несправедливость» – за счет кровосмешения.

На самом деле цели уравнять в продолжительности пола в длине жизни авторы экспериментальной работы, опубликованной в BMC Evolutionary Biology, не ставили. Они лишь пытались разобраться во внутриклеточных причинах того, что женщины в развитых странах живут в среднем на 3–8 лет дольше мужчин, даже после поправки на более высокую смертность у младенцев-мальчиков.

Одно из возможных объяснений – влияние женского гормона эстрогена на содержание липидов низкой плотности, связанных с атеросклерозом и последующими сердечнососудистыми заболеваниями; мужчин они затрагивают в гораздо большей степени. В эту же группу можно отнести и такие факторы риска, как стресс, курение и алкоголь, по недоброй традиции более свойственные представителям сильного пола.

Но тогда почему такая же разница в продолжительности жизни характерна не только для человека, но и для остальных млекопитающих, и даже для некоторых насекомых?

Ведь с точки зрения естественного отбора, казалось бы, всё должно быть с точностью до наоборот – это самки должны жить меньше, поскольку у них выход из репродуктивного возраста происходит раньше, чем у самцов, способных оплодотворять и с сединой на голове. «Эволюционно» это можно объяснить тем, что самцу достаточно «вложиться» в распространение своих генов на небольшой промежуток времени, в то время как самке приходится пестовать своих чад ещё долго – для неё это единственный шанс закрепить свои гены в поколениях.

Одна из гипотез, разрешающих этот парадокс, – так называемая теория защищенной Х-хромосомы. Согласно этой гипотезе, у самцов, обладающих единственной копией X-хромосомы, гораздо больше шансов в той или иной степени пострадать от мутаций в располагающихся на ней генах. А вот у самок есть своего рода дублирование: даже если какая-то мутация нарушает синтез нужного белка на одной из хромосом, то вторая, полноценная резервная копия «защищает» организм от неблагоприятно эффекта.

Крайний случай проявления такого эффекта – заболевания, сцепленные с полом: гемофилия, миодистрофия Дюшенна, которые передаются по женской линии, но страдают от которых мальчики.

Бильде решила проверить эту гипотезу в более общем виде, не только для упомянутых наглядных примеров, но и для «скрытых» мутаций, эффект которых пока детально не изучен.

Один из способов добиться проявления этих мутаций – инбридинг, близкородственные скрещивания. В этом случае «концентрация» генов с неблагоприятными мутациями возрастает (причем не только на половых хромосомах). Ведь при близкородственных связях из эволюционного процесса, по сути, выключается один из главных механизмов – отрицательный естественный отбор: особи с вредными мутациями, понижающими живучесть, не отсеиваются.

Чтобы проверить гипотезу защищённой X-хромосомы, биологи путем продолжительных близкородственных скрещиваний вывели 20 инбредных линий жуков-зерновок Callosobruchus maculatus. В диких популяциях у них достаточно стабильная разница в продолжительности жизни между полами: самцы живут в среднем 7 дней, самки – 10 дней. После 10 поколений скрещиваний между родными братьями и сёстрами (в каждом поколении), самцы сравнялись с самками.

И те и другие жили в среднем по 8 суток. Чтобы этого добиться, ученым пришлось записать «акты гражданского состояния» – рождение, все скрещивания и смерть – для более чем 6 тысяч особей. По оценкам учёных, к 10-му поколению, жуки в каждой из 20 линий должны быть гомозиготными в среднем по 89% генов.

Впрочем, несмотря на то что укорочение жизни самок вполне согласуется с гипотезой «защищенной Х-хромосомы», увеличение жизни самцов она не объясняет. Ведь Х-хромосому они получают от матери, и близкородственное скрещивание на них не должно было оказывать никакого эффекта.

В любом случае инбредным самцам от наказания за нарушение «семейного кодекса» уйти не удалось: как и самки, они обладали гораздо меньшей фертильностью. Если типичная зерновка в контрольной неинбредной группе оставляла после себя 90 потомков, то в инбредных линиях эти показатели снизились – в три раза у самок и вдвое у самцов. Так что шансы последних оставить после себя таких же «долгожителей» весьма невелики.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
06.02.2009

продолжительность жизни хромосомы Версия для печати

Интернациональный «ген долгожительства»

Определенная вариация гена Foxo3a, обнаруженная у долгожителей японского происхождения, а позже – у французов, выявлена и у столетних немцев.

Убить старость в зародыше

И при употреблении ресвератрола, и при диете, и при физических нагрузках активизируется белок SIRT1 из семейства сиртуинов. Еще один кандидат в эликсиры молодости – препарат, восстанавливающий теломеры. Мыши с повышенным уровнем теломеразы живут на 40% дольше. Кроме того, у них прочнее кожа и сильнее иммунитет. Насколько эти результаты применимы к человеку – вопрос открытый. Но некоторым не терпится.

Cкончалась старейшая жительница Земли

Теперь, по данным Американского центра геронтологии, самым пожилым человеком стала Мария де Хесус из Португалии. Она родилась в 1893 году, и лишь на несколько месяцев моложе Эдны Паркер.

Софинансирование пенсии: нас снова дурачат

Программа государственного софинансирования пенсии. Кому она выгодна, пенсионеру или государству? Посчитаем плюсы и минусы.

Миф о "Здоровье"

Национальный проект "Здоровье" - это миф. Как заявили эксперты Общества специалистов доказательной медицины, никакой специальной программы по улучшению уровня здравоохранения в России не существует.