• techweek
  • Biohacking
  • Био/​мол/​текст

Старческое слабоумие связано с повышением пластичности синапсов?

Обычно посмертное изучение образцов ткани мозга пациентов с возрастными нейродегенеративными заболеваниями демонстрирует выраженные атрофические изменения на всех уровнях организации.

Это проявляется не только малой толщиной и плотностью коры, но и значительным расширением желудочков мозга.

Такие же изменения выявляются в ткани стареющего мозга даже в отсутствие нейродегенеративных заболеваний.

Традиционно считалось, что для стареющего мозга характерна и дегенерация синапсов – межнейронных контактов, обеспечивающих передачу информации.

Однако результаты недавнего исследования, проведенного учеными Лондонского имперского колледжа, напротив, продемонстрировали повышенную пластичность аксонов – формирующих синапсы отростков нервных клеток – в коре головного мозга старых мышей.

На основании сделанных наблюдений авторы пришли к выводу, что характерные для старых животных поведенческие отклонения обусловлены не утратой синаптической пластичности, а, напротив, ее повышением, делающим невозможным поддержание стабильной синаптической структуры мозга.

Изучение ткани мозга старых мышей с помощью двухфотонной микроскопии выявило значительное увеличение скорости формирования новых и исчезновения существующих синапсов по сравнению с показателями, характерными для мозга молодых животных.

Также было установлено, что, несмотря на сопоставимые плотность и размеры синапсов старого и молодого мозга, для синапсов старого мозга характерны намного более выраженные флуктуации размера.

Считается, что изменение структуры синапсов лежит в основе формирования долговременной памяти, при этом размер синапса используется для оценки его значимости. Вполне возможно, что возрастное ухудшение способности к запоминанию и обучению новым навыкам обусловлено не только повышенной пластичностью, но и нестабильностью размеров синапсов стареющего мозга.

Статья Federico W. Grillo et al. Increased axonal bouton dynamics in the aging mouse cortex опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences

Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам Medical Xpress: Structural dynamics underlying memory in aging brains.

19.04.2013

мозг нейроны старение старческое слабоумие Версия для печати

Как связаны старение, аутизм и окислительный стресс

Для ткани мозга пожилых людей, а также детей с аутизмом характерны низкие уровни иРНК фермента метионинсинтазы – одного из основных регуляторов метаболизма, активность которого блокируется окислительным стрессом.

Для мозга полезен короткий, но недолгий стресс

Как утверждают исследователи из Калифорнийского университета в Беркли, стресс может приносить пользу. Всё зависит от того, в какой дозе вы эту напасть получили.

Думать – вредно

Думать на самом деле вредно: исследователи из Института Гладстона (США) обнаружили, что у активных нейронов повреждается ДНК – и чем активнее нервные клетки, чем упорнее индивидуум думает, тем сильнее она повреждается.

Первая видеосъемка активности нейронов целого мозга

Сделать ее позволила генная инженерия: у специально выведенных рыб нейроны вырабатывают белок, который становится флуоресцентным в зависимости от изменения концентрации ионов кальция – признака активности нейрона.

Нейроны из фибробластов – надежда на развитие персонализированной регенеративной медицины

Впервые ученые пересадили нейральные клетки-предшественники, полученные из клеток кожи обезьян, в мозг этих же животных и наблюдали их дифференцировку в несколько типов зрелых нейральных клеток.

Клетки человеческого мозга делают мышей умнее

Трансплантация человеческих астроцитов в ткань мозга мышей улучшает память и обучаемость животных. Исследователи надеются, что полученные ими данные помогут в лечении заболеваний мозга человека.