20 Января 2011

Сироты на рынке медпрепаратов

Ответ фарминдустрии редким заболеваниям
Анна Шибаева, «Еженедельник Аптека» № 2-2011

В настоящее время известно более 6 000 редких заболеваний, которые отмечают лишь у 6-8% населения земного шара, в том числе в странах ЕС пациентов с подобными болезнями насчитывается 27-36 млн. Около 80% всех редких заболеваний имеют генетическую природу. Остальные случаи преимущественно носят дегенеративный или пролиферативный характер. По мере усовершенствования диагностической медицины и ухудшения экологической ситуации неуклонно увеличивается количество редких заболеваний, еженедельно в медицинских изданиях описывается 5 новых редких заболеваний. Ввиду низкого уровня распространения этих заболеваний осложнена диагностика, так как многие специалисты ранее никогда в своей практике не сталкивались с подобной патологией, проблематично также их лечение – современной медицине известны способы терапии лишь нескольких сотен подобных заболеваний.

Термин «болезни-сироты» (орфанные болезни, редкие заболевания) впервые появился в США в 1983 г. при принятии закона о препаратах-сиротах («Orphan Drug Act»). В США статус препарата-сироты присваивается продукту, если он предназначен для терапии заболевания, которое выявлено не более чем у 200 000 человек в стране. В Европе критерием для отнесения заболевания к редким является его распространенность – не более 5 случаев на 10 000 человек.

Основной целью закона о препаратах-сиротах является поощрение фармкомпаний, разрабатывающих лекарственные средства для лечения редких заболеваний. На Западе государства предоставляют производителям лекарственных средств-сирот преференции на всех этапах жизненного цикла препарата. Главное преимущество, которое фармкомпании обеспечивает статус сироты для ее препарата, – это эксклюзивность касательно медицинских показаний, то есть после маркетингового одобрения препарата в течение определенного количества лет по этому показанию не будет зарегистрирован ни одно другое лекарство. Например, в США препарат со статусом сироты может в течение 7 лет реализовываться в условиях полного отсутствия конкуренции. Подобное стимулирование связано с особенностями начальных стадий жизненного цикла препаратов-сирот, на разработку которых уходит значительно больше времени, чем для других лекарств, – в среднем около 10 лет. Кроме того, проблематичен и набор пациентов для клинических исследований, который может длиться годами.

Для препаратов-сирот законодательством также предусматриваются различные налоговые льготы на стадии клинических исследований и в процессе маркетингового одобрения.

Такой подход обусловлен незначительным объемом рынка препаратов-сирот, соответственно, их разработка, производство, реализация не представляют коммерческого интереса для фармацевтических компаний. При этом следует отметить, что такие препараты не нуждаются в маркетинговом продвижении.

За годы после принятия закона в сфере разработки препаратов-сирот был достигнут значительный прогресс. Если в период 2000-2002 гг. FDA присвоило «сиротский» статус 208 препаратам, то в 2006-2008 гг. этот показатель составил 425.

Согласно отчету американской исследовательской компании «BCC Research», опубликованному в мае 2010 г., объем мирового рынка препаратов-сирот по итогам 2009 г. составил 84,9 млрд долл. США. При среднегодовых темпах прироста на уровне около 6% ожидается, что к 2014 г. объем этого рынка достигнет 112,1 млрд долл. США аккумулируют удельный вес в размере 51% общего объема мирового рынка препаратов-сирот, и при среднегодовых темпах прироста на уровне 8,9% прогнозируется, что объем этого сегмента фармрынка в США к 2014 г. достигнет 65,9 млрд долл.

Львиную долю в общем объеме мировых продаж препаратов-сирот в 2009 г. аккумулировали биологические препараты – 64,3%. Для сравнения годом ранее этот показатель составлял 51,4%. Согласно прогнозам объем мирового рынка препаратов-сирот биологического происхождения к 2014 г. составит 76,2 млрд долл. при средних темпах прироста на уровне 6,9% в год.

В разрезе терапевтических групп максимальный удельный вес в мировом объеме продаж препаратов-сирот в 2009 г. отмечен для противоопухолевых лекарственных средств – 36% (30,6 млрд долл.). Объем продаж в этом сегменте в соответствии с прогнозами к 2014 г. увеличится до 49,7 млрд долл. при средних темпах прироста около 10% в год.

Остановимся более детально на 5 редких заболеваниях.

Тяжелый комбинированный иммунный дефицит (ТКИД), или «Cиндром Мальчика в пузыре». Заболевание представляет собой генетические дефекты иммунной системы, вызванные относительно редкой мутацией X-хромосомы, по вине которой организм не в состоянии продуцировать зрелые Т-лимфоциты, отвечающие за противостояние возбудителям различных инфекций.

Благодаря стараниям медиа это одно из самых известных редких заболеваний, несмотря на то что его отмечают лишь у 1 человека на 100-200 000 рожденных. Общественность впервые узнала об этом заболевании из истории Дэвида Веттера, которую увековечили многочисленные средства массовой информации. Американский мальчик Дэвид Веттер провел в пластиковом «пузыре» все 12 лет своей недолгой жизни, которая оборвалась в 1984 г. после неудачной пересадки костного мозга.

Традиционно в терапии этого заболевания применяется трансплантация костного мозга, вырабатывающего стволовые клетки, которые, в свою очередь, призваны продуцировать новые здоровые гемоциты. В случае успешной операции болезнь перестает прогрессировать, однако пациенту с несовершенной совместимостью с донорским костным мозгом впоследствии необходимо проведение химиотерапии, также он сталкивается и с другими многочисленными проблемами.

Современная же медицина фокусируется на разработке генной терапии, призванной укреплять стволовые клетки собственного костного мозга пациентов. Этот метод лечения не требует дополнительного поддерживающего лечения, в частности химиотерапии.

В настоящее время разработкой генной терапии для лечения ТКИД занимается компания «GlaxoSmithKline» совместно с «Fondazione Telethon», «Fondazione San Raffaele», «Genetix Pharmaceuticals», «Targeted Genetics Corp».

При финансовой поддержке Бостонского детского госпиталя в мире планируется проведение небольшого исследования генной терапии, в котором примут участие 20 детей с наследственным ТКИД. Семью годами ранее подобное исследование проводилось в Париже и Лондоне с участием 20 детей, однако было временно приостановлено, так как у 2 из них была диагностирована лейкемия, у 3 развился рак крови, а один умер.

В извлеченные у участников исследования клетки костного мозга в лабораторных условиях вводили неповрежденную копию гена, дефект которого вызывал заболевание, а затем уже нормально функционирующие клетки возвращали обратно в организм пациента. Успешная реализация данной процедуры предполагает, что введенные клетки начнут продуцировать протеин, необходимый для нормального функционирования иммунной системы.

Болезнь Гоше (глюкозилцерамидный липидоз) – наследственное заболевание, развивающееся в результате недостаточности фермента глюкоцереброзидазы, которая приводит к избыточному накоплению липидов во многих тканях, в частности костного мозга, селезенки и печени. Глюкозилцерамидный липидоз подразделяют на 3 типа. Наиболее распространенным является первый тип, который выявляют у 1 человека из 50 000 рожденных, причем наиболее часто это заболевание отмечают среди ашкеназских евреев.

Данная патология впервые была описана в 1882 г. французским врачом Филиппом Гоше.

Лечение болезни Гоше заключается в назначении заместительной ферментной терапии с внутривенным введением глюкоцереброзидазы. В настоящее время в этом сегменте представлено несколько операторов рынка. Компания «Genzyme» под торговым наименованием Церезим® (Cerezyme) маркетирует на мировом фармрынке рекомбинантную форму фермента имиглюцераза, также предназначенную для проведения длительной ферменто­заместительной терапии. Одобрение Управления по контролю за пищевыми продуктами и лекарственными средствами США (Food and Drug Administration – FDA) на этот продукт было получено в 2001 г. Под действием имиглюцеразы происходит гидролиз гликолипида глюкоцереброзида до глюкозы и церамида по обычному пути метаболизма мембранных липидов, вследствие чего снижается интенсивность проявления таких симптомов заболевания, как гепатоспленомегалия, анемия, нормализуется содержание тромбоцитов, улучшается качество жизни больных. Ни для кого не секрет, что лечение редких заболеваний являе­тся весьма дорогостоящим. Так, годовой курс лечения болезни Гоше препаратом Церезим® оценивается на уровне 200 000 долл. для детей и 600 000 долл. для взрослых.

Предшественником Церезима был препарат Цередаза (CeredaseTM), также производства компании «Genzyme», полученный из плаценты и одобренный FDA в 1991 г.

В феврале 2010 г. биофармацевтическая компания «Shire» получила одобрение FDA на реализацию препарата Vpriv™ (велаглюцераза альфа), предназначенного для продолжительной ферментозаместительной терапии, а 27 августа этого же года было получено одобрение на продвижение препарата в 30 странах ЕС.

В 2009 г. на полпути клинических исследований сошел с дистанции препарат британской фармкомпании «Amicus Therapeutics» для лечения болезни Гоше из-за неэффективности – препарат улучшил состояние лишь 1 из 18 участников исследования.

В настоящее время разработкой препарата Uplyso® (талигуразы альфа) для лечения болезни Гоше совместно занимаются компании «Protalix» и «Pfizer». Талигуразы альфа представляет собой рекомбинантную форму глюкоцереброзидазы, полученную из клеток растительного происхождения.

Нарушения цикла мочевины связаны с дефицитом одного из ферментов, отвечающих за нормальный метаболизм мочевины. Определенные ферменты отвечают за преобразование в крови остаточного азота в мочевину, которая выводится из организма с мочой. Нарушение процессов синтеза мочевины приводит к избыточному накоплению аммиака в крови, что зачастую приводит к серьезным последствиям, включая повреждения головного мозга, кому и смерть. В США это заболевание отмечают у 1 из 10 000 родившихся.

Американская компания «Hyperion Therapeutics» занимается разработкой нового препарата glycerol phenylbutyrate (HPN-100) для лечения нарушений цикла мочевины, который находится на завершающей стадии III фазы клинических исследований. Согласно оценкам представителей компании данный сегмент фармрынка оценивается на уровне около 200 млн долл.

В настоящее время в терапии нарушений цикла мочевины используется комбинированный препарат Ammonul® (фенилацетат натрия/бензоат натрия) компании «Ucyclyd Pharma», которая является подразделением «Medicis Pharmaceutical Corporation». Препарат был одобрен FDA в 2005 г. и получил статус препарата-сироты.

Болезнь Фабри – редкая наследственная патология, относящаяся к лизосомальным болезням накопления (болезни с нарушением обмена липидов). В мире от этой болезни страдает 5–10 000 человек. Нарушение обмена липидов обусловлено дефицитом фермента альфа-галактозидазы А. Этот фермент отвечает за разрушение липида – гликосфинголипида глоботриаозилцерамида (GL3), накопление которого на протяжении длительного периода может привести к почечной недостаточности, повышению риска инфаркта и летальному исходу.

Упомянутая ранее в связи с неудачной попыткой разработки нового препарата для лечения болезни Гоше американская компания «Amicus Therapeutics» совместно с мировым гигантом фарминдустрии «GlaxoSmithKline» занимается разработкой препарата Amigal™ (гидро­хлорид мигаластата) для лечения болезни Фабри. В настоящее время препарат находится в III фазе клинических исследований. Согласно условиям соглашения «GlaxoSmithKline» выплатит «Amicus Therapeutics» первоначальный платеж в размере 60 млн долл., а сумма последующих платежей оценивается примерно в 170 млн долл.

С 2001 и 2003 г. на мировом фармрынке доступны препараты для терапии болезни Фабри соответственно компаний «Shire» и «Genzyme» – Replagal® (агалсидаза альфа) и Fabrazyme® (агалсидаза бета).

Эктодермальная ангидротическая дисплазия – наследственное заболевание (тип наследования – Х-сцепленный рецессивный), характеризующееся врожденными нарушениями развития структур эктодермального генеза, в том числе кожи, волос, ногтей, зубов и потовых желез. Заболевание сопровождается отсутствием потоотделения и соответствующим повышение­м температуры тела при малейшем перегревании. Эктодермальную ангидротическую дисплазию отмечают у 1 из 17 000 человек.

Над препаратом для лечения этого заболевания совместно работают компании «Edimer Pharmaceuticals» и «CMC Biologics». Эктодисплазин-А1 (EDA-A1) – сигнальный белок, отвечающий за формирование потовых желез, зубов, волос и др. Однако у больных ангидротической эктодермальной дисплазией этот белок отсутствует. Препарат EDI200 является формой EDA-A1.

P.S.
Несмотря на значительный прогресс в течение последнего десятилетия, мировой рынок препаратов-сирот виду своей специфики по-прежнему остается отнюдь не первостепенным плацдармом для развития фармкомпаний, которые в качестве приоритетных направлений своей деятельности рассматривают более массовые сегменты рынка. Поэтому основным драйвером развития рынка лекарственных средств для лечения редких заболеваний выступают государственные преференции фармкомпаниям, работающим в этом сегменте.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
20.01.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме