15 Января 2013

Выбирайте: лекарство от старости или для омоложения?

Сибирский углозуб vs. голый землекоп
Что больше бы привлекло людей – возможность жить вечно
или омоложение, но без вечной жизни?

Алексей Турчин, «Expert Online»

Представим себе два варианта – в аптеках появилось лекарство от старости, которое продляет ожидаемую продолжительность жизни со 70 до 80 лет, и стоит – дорого, но доступно.

И второй вариант: в продаже появляется сыворотка, которая сразу же омолаживает человека на 20 лет, как его внешний вид, так и внутреннее состояние и его продолжительность жизни.

По сути, первый вариант уже есть в аптеках – это комбинация существующих препаратов. Их можно назвать даже сейчас: витамины С и D, аспирин, метформин (лекарство от диабета), группа препаратов от давления, мелатонин (гормон сна), рапамицин, статины, снижающие холестерин.

Некоторые из них уже продаются за границей в комплексах, например, Polypill – группа статинов и антигипертензивных средств, которые обладают доказанным влиянием на рост продолжительности жизни и снижение смертности от сердечно-сосудистых заболеваний. Все это мной сказанное не следует рассматривать как медицинский совет, так как взаимовлияние этих препаратов в комплексе просто еще не исследовано – нужны еще исследования.

Второе лекарство – средство для омоложения – пока труднее представить, но уже есть наработки в этой области. Например, были разработаны «вирусы долголетия» – генетические векторы, встраивающие в геном мышей ген теломеразы, которая не даёт ДНК обрезаться по концам с каждым делением и поэтому отключает встроенный в них механизм ограничения числа делений. Конечно, пока это еще нельзя применять на людях, поскольку известно, что та же теломераза играет ключевую роль в раковых клетках. Но на мышах встраивание гена теломеразы продлило им жизнь и молодость, не увеличив заболеваемость раком.

А вот такой грызун как голый землекоп не болеет раком и живет в 10 раз дольше, чем мышь, поскольку у него удвоенная защита от рака в каждой клетке – ученые пока спорят о том, как именно она устроена, но ясно, что она генетически запрограммирована, то есть голый землекоп имеет несколько генов, которые эффективно защищают его от рака. Эти гены тоже можно было бы извлечь из его генома и встроить в вирусы долголетия. Тогда каждая клетка, которая получит теломеразу, будет защищена и от рака, то есть животное не только омолодится, но и будет защищено от онкологических заболеваний. Не обязательно именно этот подход сработает, но вдруг?

В общем, у нас есть две альтернативы – лекарство от старости и средство для омоложения. И вот мой прогноз – лекарство от старости будет продаваться еле-еле, а средство для омоложения вызовет бурный ажиотаж. Большинству молодых и даже среднего возраста людей совершенно всё равно, проживут ли они 80 или 90 лет – дисконтирование отдаленных промежутков времени делает эту разницу близкой к нулю. Другое дело омоложение – это сразу повысит социальный статус, сексуальность, самочувствие и снизит вероятность смерти.

И есть такое животное, которое и так непрерывно самоомолаживается. Это гидра, представитель рода сидячих кишечнополостных. Тело гидры представляет собой длинный цилиндр, который растёт в обе стороны от своей середины, и в этом секрет ее вечной молодости – в середине этого цилиндра находится своего рода пояс из стволовых клеток, которые непрерывно делятся. И в обе стороны от этого пояса, вверх и вниз, получаются , что вырастают части тела, которые, соответственно, становятся моложе, чем более дальние части тела, которые отваливаются и отмирают по мере повреждения. Даже если отрезать кусочек гидры, из него вырастет целая гидра. И человек это в принципе тоже мог бы, потому что каждая клетка содержит всю информацию о строении организма.

Но есть и другой путь прожить очень долго – его практикует сибирский углозуб. Это тритон, который живет на крайнем севере. Он хорошо приспособлен к переносу низких температур благодаря способности впадать в анабиоз. Он может переносить охлаждение до – 45 градусов, и есть экземпляры, которые выжили после многих  лет (до 100) пребывания в замороженном состоянии. Делает он это благодаря тому, что вырабатывает глицерин в печени. В силу этого возникает вопрос о том, какова его реальная продолжительность жизни. Если считать от момента рождения до момента смерти, то она будет очень большой, больше, чем у человека и большинства других видов живых существ. А если считать по времени активной жизни вне состояния анабиоза – то обычной для животных такого размера, несколько лет. И если бы люди могли погружаться в такой анабиоз, они могли бы жить гораздо дольше. И вопреки кажущейся логике, они бы выиграли не только в абсолютных годах жизни, но и в активных, поскольку, когда бы они проснулись, то способы продлять активную жизнь тоже бы улучшились.

Собственно, этот текст не о физиологии позвоночных, а психологии человеческого выбора.

Лекарство от старения было бы менее популярно, чем лекарство для омоложения – хотя, по сути, одно невозможно без другого. Гораздо интереснее, что больше бы привлекло людей – возможность жить вечно или омоложение, но без вечной жизни. Это, собственно, вопрос о дисконтировании.

О том, что человек вступает в сговор с самими собой о том, что сегодня рано утром он мучительно встает на работу, но зато вечером у него есть деньги на вкусный обед, и вообще есть дом, в котором можно рано вставать. Этот договор заключен между утром и вечером, вчера и завтра, весной и летом. Но не далее. У разных людей по-разному пролегает эта граница, но через десять лет на моём месте (то есть мною) будет кто-то другой, и очень немного делается для его блага. А уж после 80 лет это будет совсем другое существо и сколько-там оно проживет, мало важно. Ценность будущих лет для нас сегодняшних стремительно уменьшается.

Если человек начинает думать о важности того, что жизнь нужно продлять на 10 лет, на 20 лет, то вскоре он признает, что и смерть вообще – это плохо, и надо продлять и на 200, и на 2000, и неограниченно долго.

Давайте вернёмся к той самой аптеке. Дело не только в том, что в ней в принципе по отдельности продаются препараты, которые могут жизнь людей продлять, но и в том, что вокруг этой аптеки находится очень много видов деятельности, которые жизнь людей явным образом сокращают. Это, в первую очередь, курение, алкоголизм и превышение скорости при вождении автомобиля. И последнее я бы тоже отнес к разновидности наркомании. Скорость машины вообще мало влияет на время в пути – поскольку больше влияют пробки, светофоры. Например, кто-нибудь мчится, обгоняя всех, рискуя. А потом мирно курит 20 минут в придорожной кафешке, и ты его обгоняешь. Скорость влияет в первую очередь не на время в пути, а на удовольствие от вождения, поскольку ехать быстрее – приятнее. А то, что риск растет пропорционально четвертой степени скорости, то это тоже как бы доставляет.

Чем больше удовольствия в каком-либо процессе, тем быстрее мы дисконтируем время: удовольствие сегодня вечером – это всё, а через год – почти ничего.

Принцип удовольствия побеждает: очень многие выискивают в аптеке препараты если не наркотические, то хотя бы убивающие боль, но гораздо меньше людей заинтересованы в том, чтобы узнать, какие именно вещества смогут предотвратить процессы старения – хотя там гораздо больше страдания и боли, но это будет когда-то потом.

Мы не знаем, кто победит: голый землекоп или сибирский углозуб – чья стратегия продления жизни окажется более правильной. И мы рискуем это не узнать при нашей жизни, потому что все это исследуется очень слабо.

Здесь, по логике статьи, должен был бы стоять призыв к увеличению финансирования научных исследований. Но я не люблю разговоров о том, что нужно увеличить финансирование: каждая тема вопиет об этом, в каждой статье скрыт этот немой призыв. А результат работы равен финансирование плюс количество интеллекта при принятии решения по расходованию денег. То есть, если организация очень глупая, то она огромные количества денег потратит бездарно, даже во вред. Если же у нас есть гений, то он найдет, как купить нужное оборудование почти задаром, использовать уже имеющиеся помещения и так далее, то есть сделает результат за небольших средствах. Именно поэтому разные студенческие команды гордятся тем, как мало денег они потратили на результат: построили дельтаплан за 300 долларов, например. И если просящий может получить финансирование извне, то с интеллектом уже сложнее. Ум – источник бессмертия, давайте будем умнее, давайте будем компетентнее.

Углозуб живет в Сибири, а землекоп в Африке – оба маленьких зверька похожи по размерам, и большую часть времени проводят под землёй. Геном землекопа (забавно его название перевела переводчица на конференции «Генетика старения» – «лысая землеройка») недавно секвенировали, и скоро про него всё важное узнаем.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
15.01.2013

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме