11 Октября 2022

Жир имеет признаки опухоли

В России возникла новая эволюционная теория

РИА Новости

Принципиально новую теорию, которая может перевернуть представление традиционной медицины о жировой ткани и онкологических заболеваниях, предложили в России. Ее автор, заведующий научно-исследовательской лабораторией теоретической биологии Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого (СПбПУ), профессор Андрей Козлов доказал, что жировая ткань имеет признаки опухоли, а опухоли нужны прогрессивной эволюции.

 Андрей Петрович, вы сторонник эволюционного подхода к наукам о здоровье и болезнях. Что это может дать практической медицине?

– Эволюция редко пересекается с медициной. Для врачей самое главное – сохранить жизнь пациенту, а ученые должны думать, куда двигаться дальше. Эволюционная или дарвиновская медицина возникла очень поздно, в конце 20 века. Было установлено, что многие болезни цивилизации связаны с изменением диеты, которое произошло у человека 10 тысяч лет назад, когда началось одомашнивание растений и животных. Диета наших предков – охотников и собирателей – резко изменилась, отсюда – многие сердечно-сосудистые заболевания, близорукость и прочее.

Врачей, как правило, интересуют только злокачественные опухоли. Но мы с вами относимся к млекопитающим, а 80 процентов опухолей у млекопитающих – доброкачественные. Значительная часть опухолей никогда не убивает своего хозяина.

У всех многоклеточных организмов есть опухоли. Более того, онкогены являются самым древним классом генов. А если это самый древний класс, значит, онкогены изначально для чего-то были нужны…

Опухоли наследуются. Раньше считалось, что об этом лучше не говорить, чтобы не расстраивать людей. Но по факту наследуемые опухолевые синдромы встречаются в десять раз чаще, чем неопухолевые наследственные синдромы. Эволюции так надо.

Наконец, у опухоли есть ряд свойств, которые, если бы я был на месте эволюции, я бы их точно использовал. Например, опухоли предоставляют избыточные клеточные массы, активируют необычные гены, у них большой морфологический потенциал. На ранних стадиях прогрессии они становятся источником происхождения новых тканей и органов.

– Не могли бы вы привести конкретный пример, когда опухоль сыграла очевидную роль в эволюции отдельного организма?

– Самый простой пример – золотая рыбка с шапочкой. Эти рыбки отбирались китайскими селекционерами в течение нескольких сотен лет. Симметричная форма шапочек, расположение их в определенном месте и появление на определенной стадии развития – все это является признаками нормального органа. Но по факту шапочка – ни что иное, как опухолеподобный орган, который на ранней стадии прогрессии предоставил дополнительные клеточные массы для экспрессии эволюционно новых генов.

1

CC BY-SA 4.0 / Lawrencekhoo / Orange Oranda with a white full faced cap (wen)/ Cropped image

– У человека тоже есть опухолеподобные органы?

– Плацента, молочная железа и простата обладают многими свойствами опухолей, включая регулируемую инвазивность на определенных стадиях развития. Заметьте, это эволюционно самые молодые органы, а у молочной железы и простаты самая высокая встречаемость онкологических заболеваний и смертность от них у человека.

– Давайте возьмем плаценту, мы ведь все из нее вышли. Какие есть общие черты плаценты и опухоли?

– Их много: инвазия и метастазирование трофобласта при имплантации в децидуальную оболочку, аэробный гликолиз плацентарного хориона, иммуносупрессия у матери и многие другие признаки. По сути плацента – это и есть опухоль, но только она зарегулирована.

– Как вы технически изучаете онкогены человека?

– У человека уже описано более двухсот онкогенов. Я предсказал это число в работе 1987 года, когда была известна только дюжина онкогенов. Моя лаборатория также описала более ста эволюционно новых генов человека, которые работают в опухолях. Для их изучения сейчас имеются огромные возможности – суперкомпьютеры, базы данных и пр. Наша лаборатория использует базу данных, которая содержит информацию о 20 тысячах различных образцов 33 разных типов опухолей.

– Каким образом теория эволюционной роли опухолей привела вас к гипотезе, что жир – опухолеподобный орган, а ожирение – опухолеподобный процесс?

– Наше представление о жире, как о чем-то аморфном и слабоорганизованном, не совсем верно. Оказалось, что у человека есть несколько типов жировых тканей – белый жир, бурый жир и др. В совокупности эти ткани берут на себя определенные функции – терморегуляцию и энергетический обмен.

В настоящее время жировые ткани рассматриваются не просто как ткани, а как отдельный метаболический и эндокринный орган, действующий, как структурное целое (органом считается структура, которую можно иссечь, состоящая не менее чем из двух тканей и имеющая определенную функцию – жировой орган удовлетворяет всем этим требованиям).

По всем признакам жировой орган – эволюционно молодой орган, а если это так, то он должен иметь опухолевые признаки. Я стал искать эти признаки и нашел их огромное количество!

Общие черты жирового органа и опухолей: неограниченная экспансия, обратимая эластичность, индукция ангиогенеза, хроническое воспаление, продукция гормонов, инфильтрация других органов с их разрушением, системное влияние на организм и многие другие.

Совокупность этих признаков, в число которых входит большинство «основных признаков» опухолей, более чем убедительно свидетельствует, что жировой орган является опухолеподобным органом наряду с плацентой, молочной железой и простатой, а ожирение является опухолеподобным процессом.

– Какие, по вашему мнению, из этого следуют научные выводы? И какая от этого может быть практическая польза?

– Главная практическая польза – использование подходов, разработанных для борьбы с ожирением (голодание, низкокалорийная диета, кетодиета и пр.), для борьбы с опухолями, и наоборот – использование технологий, разработанных для онкологии (в частности, генных технологий), для борьбы с ожирением.

Здесь важно упомянуть, что, используя подходы, о которых говорилось выше, нам удалось описать новую генную сеть, участвующую в развитии жирового органа. Все гены этой сети в зависимости от контекста играют роль либо онкогенов, либо опухолевых супрессоров. Возможно, понимание такого антагонистического дуализма поможет в решении онкологической проблемы и проблемы ожирения.

Новая теория эволюционной роли опухолей свидетельствует в пользу того, что нам нужно пытаться «договариваться» с опухолями, как это было в эволюции, а не стремиться их только убить. Опухолевые процессы – сущностные процессы, уничтожить их невозможно, но можно стабилизировать. Это фундаментальная смена онкологической парадигмы, предполагающая коренной пересмотр стратегии профилактики, терапии и диагностики опухолей. К аналогичному заключению в последнее время приходят многие онкологи.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме