11 Мая 2011

Дополнения к ПДД: читайте инструкции к лекарствам! (часть 2)

Влияние лекарственных средств на управление автотранспортом: «препараты риска»
Д.И.Трухан, д.м.н., проф., Л.Ю. Трухан, к.м.н., Омская государственная медицинская академия
Журнал «Российские аптеки» № 6-2010
Опубликовано на сайте «Ремедиум»

В предыдущей статье мы подробно рассмотрели обезболивающие, противопростудные, противомикробные и антиаллергические препараты, прием которых может отрицательно сказываться на управлении транспортом, выполнении работы, требующей повышенной скорости реакций и концентрации внимания. Разумеется, перечисленными лекарствам круг «опасных» для водителей ЛС отнюдь не ограничивается.

Кардиоваскулярные препараты

Среди сердечно-сосудистых препаратов потенциальную опасность для пациентов, находящихся за рулем, таят сразу несколько групп лекарств. Так, уменьшать скорость психомоторных реакций способны практически все нитраты – как различные лекарственные формы нитроглицерина (таблетки, аэрозоли, трансбуккальные и трансдермальные формы), так и препараты продленного действия – изосорбида динитрат (Изокет, Кардикет и др.) и изосорбид мононитрат (Моносан, Эфокси др.). Избегать управления машиной следует и при приеме нитратоподобного препарата молсидомина (Сиднофарм) – особенно в начале лечебного курса.

Необходимо воздержаться от занятий потенциально опасными видами деятельности, требующими повышенного внимания и быстроты психомоторных реакций, и при приеме ряда бета-адреноблокаторов – прежде всего соталола (Сотагексал, Соталекс) и карведилола (Дилатренд, Акридилол и др.). Что же касается других представителей этой группы (препараты атенолола, бетаксалола, бисопросола, метопролола, небиволола), то их водителям автотранспорта необходимо применять с осторожностью, только после прохождения оценки индивидуальной реакции на указанные ЛС.

Из-за возможности появления индивидуальных негативных реакций в виде сонливости, головокружения и ряда других побочных эффектов, индивидуальный тест на чувствительность необходим водителям и перед приемом некоторых блокаторов кальциевых каналов (БКК), таких как верапамил (Финоптин, Изоптин и др.), дилтиазем (Кардил и др.), амлодипин (Норваск, Нормодипин и др.), фелодипин (Фелодип). Другой БКК – нифедипин (Коринфар, Нифекард и др.) – требует воздержания от вождения автомобиля в первые дни приема. В дальнейшем степень ограничений зависит от индивидуальной переносимости ЛС пациентом.

Другие сердечно-сосудистые ЛС

Определенные противопоказания к выполнению «реактивно-скоростной» работы имеют место при приеме ряда других сердечно-сосудистых ЛС. Так, решительно следует избегать потенциально опасных видов деятельности, требующих повышенного внимания, быстроты психических и двигательных реакций, при прохождении курса лечения резерпин-содержащими антигипертензивными ЛС, к коим относятся Адельфан, Кристепин, Бринердин, Трирезид К, клонидином (Клофелин, Гемитон), метилдопой (Допегит). Применение препаратов из группы ингибиторов АПФ (эналаприл, фозиноприл, лизиноприл, каптоприл и др.) предполагает большую осторожность при управлении транспортными средствами, т.к. на фоне их приема возможно головокружение, особенно после приема начальной дозы.

Осторожного применения в начальном периоде лечения при управлении автотранспортом требуют и антагонисты рецепторов ангиотензина II, часто назначаемые при непереносимости ингибиторов АПФ пациентом, – лозартан (Козаар, Лозап), телмисартан (Микардис), валсартан (Диован). В идеале, пациент должен пройти тест на индивидуальную чувствительность к этим ЛС.

Еще одна группа препаратов, потенциально способная снижать расторопность и бдительность водителя, – диуретики фуросемид (Лазикс) и гидрохлоротиазид (Гипотиазид). Не разрешается вождение транспортных средств в начале приема этакриновой кислоты (Урегит). Следует соблюдать осторожность и в начале курсового применения индапамида (Индап, Арифон), особенно при его сочетании с антигипертензивными препаратами.

Урологический ряд

Как известно, у мужчин одними из самых востребованных лекарств являются препараты для лечения эректильной дисфункции. Что можно сказать о них в контексте нашей темы?

На фоне приема силденафила (Виагра) прямого отрицательного влияния на способность управлять автомобилем или другими техническими средствами не наблюдалось. Однако при приеме этого препарата возможно снижение артериального давления, развитие хроматопсии (изменение восприятия оттенков цвета), затуманенного зрения, что, как очевидно, затрудняет вождение транспорта. Риск подобных эффектов возрастает в начале лечения и при изменении режима дозирования ЛС, о чем следует проинформировать посетителя аптеки при отпуске ему препарата.

Пациентам, деятельность которых связана с вождением транспортных средств и управлением механизмами, следует определить индивидуальную реакцию и на другие препараты этой группы. Это объясняется тем, что на фоне приема тадалафила (Сиалис) возможны головокружение, отек век, боль в глазах. Уденафил (Зидена) может вызвать покраснение глаз, затуманенное зрение, боль в глазах и повышенное слезотечение. Последний эффект, а также нарушение яркости зрения иногда отмечаются и при использовании варденафила (Левитра). 
Способность управлять автомобилем и механизмами может ухудшаться (особенно в начале лечения и при увеличении дозы) при приеме ряда препаратов для лечения доброкачественной гиперплазии предстательной железы. Речь о доксазозине (Кардура, Артезин и др.), теразозине (Сетегис и др.), тамсулозине (Омник, Тасулозин и др), альфузозине (Дальфаз).

Урикозурические и гипогликемические ЛС

Нарушения зрения, а также головокружение, сонливость, атаксия (расстройство координации произвольных движений), повышенная утомляемость могут сопровождать прием противоподагрического препарата аллопуринола.

Пациенты с сахарным диабетом I типа, получающие заместительную терапию инсулином, должны знать, что снижение скорости психомоторных реакций и способности к концентрации внимания может отмечаться при первичном применении инсулина, смене его вида или при наличии значительных физических или психических стрессов.

Что касается пероральных сахароснижающих препаратов, то от вождения автомобиля следует воздерживаться при приеме глимепирида (Амарил, Глемаз). Глибенкламид (Манинил) может замедлять скорость психомоторных реакций в начале лечения, при изменении дозы препарата и при нерегулярном приеме препарата. Вообще, в период подбора (титрования) оптимальной дозировки потенциальную опасность для водителей таят практически все гипогликемические ЛС, используемые при сахарном диабете II типа.

Спазмолитики и регуляторы моторики ЖКТ

Из спазмолитиков наибольшую потенциальную опасность для автолюбителей представляют препараты на основе экстракта красавки (Бекарбон, Беллалгин и др.), который, с одной стороны, нередко вызывает головокружение, а с другой – обладает широким диапазоном негативных влияний на органы зрения (парез аккомодации, мидриаз и др.). Из-за риска головокружения лицам, занятым «реактивно-скоростными» видами деятельности, надлежит быть осмотрительным и при использовании мебеверина (Дюспаталин). Еще один спазмолитик, требующий повышенной осторожности при частом нахождении пациента за рулем, – гиосцина бутилбромида (Бускопан).

Среди препаратов, регулирующих моторную функцию ЖКТ, «несовместимым с автомобилем» является известное противорвотное средство метоклопрамид (Церукал и др.). Особого внимания заслуживает и популярный противодиарейный OTC-препарат лоперамид (Имодиум, Лопедиум и др.), который нередко приобретается автомобилистами перед длительными путешествиями. В большинстве случаев он не нарушает быстроту психомоторных реакций, однако в отдельных случаях после его приема могут возникать чувство усталости, сонливость или головокружение. В связи с этим в целях перестраховки пациент должен пройти тест на индивидуальную чувствительность к этому блокатору опиоидных рецепторов кишечника.

Противоязвенные и гепатологические ЛС

Индивидуальная чувствительность должна учитываться и при назначении «автомобильным» пациентам ряда противоязвенных (антисекреторных) препаратов. Речь о H2-гистаминоблокаторах – циметидине, ранитидине (Зантак, Ранисан и др.) и фамотидине (Квамател, Фамосан и др.), а также об ингибиторах протонной помпы – омепразоле (Омез, Ультоп и др.), эзомепразоле (Нексиум), рабепразоле (Париет). Первая группа лекарств способна вызывать все те же головокружение и чувство усталости, вторая – сонливость, возбуждение или подавленность.

В группе гепатологических препаратов «ограничительными знаками» для автомобилистов помечены гепатопротектор орнитин (Гепа-Мерц) и интерфероны (Роферон-А, Интрон-А, Реальдирон и др.), используемые в комплексной терапии вирусных гепатитов. При приеме орнитина разумно воздерживаться от вождения машины на протяжении всего курса лечения, в случае применения интерферонов – в начале терапевтического курса и вплоть до периода стабилизации действия препарата.

В завершение еще раз подчеркнем, что аптечный специалист является важным звеном контроля «совместимости лекарства и автомобиля». Это объясняется тем, что нередко врач, прописывая больному лекарство, попросту упускает из виду этот «второстепенный» аспект безопасности. И уж тем более высока ответственность «первостольника» за благополучие дорожного движения в том случае, если он самостоятельно рекомендует клиенту-автолюбителю какое-либо лекарство в допустимых рамках самолечения.

Без знания круга безрецептурных препаратов, способных негативно влиять на процесс управления автомобилем (рис.), сделать это самолечение ответственным, т.е. исключающим перевес вреда над пользой, практически невозможно.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
11.05.2011

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме