14 Октября 2008

Реклама лекарств: навреди себе сам

Евгения Николаенко, «Новости Саратова», 14.10.2008

По данным российских токсикологов, более 60 тысяч россиян ежегодно умирают от самолечения фармацевтическими препаратами, рекламу которых навязывают потребителю печатные и телевизионные СМИ. Лекарственный бум, который продолжается в России вот уже десять лет охватывает все больше людей, решивших выбрать для себя и своих домочадцев роль "домашнего доктора". Врачи уверены - чем чаще лекарственные препараты мелькают в рекламных роликах, тем больше побочных эффектов, обострений хронических заболеваний и аллергий им приходиться лечить. Похолодание дало старт новому витку рекламы медикаментов.

Отрави себя сам?

Защитить россиян от последствий неоправданно высокого уровня потребления лекарств врачи пыталась неоднократно. В 2003 году Минздрав решительно выступил за полный запрет рекламы фармацевтических препаратов на радио и телевидении. Причиной этого решения послужило проведенное исследование, согласно которому около 32% россиян выбирали лекарство не по назначению врача, а после просмотра рекламы. При этом люди покупали недешевые и не всегда эффективные медикаменты.
Известно, что в 2005-2007 годах реклама лекарственных препаратов и пищевых добавок на ТВ опередила даже пивную рекламу. По мнению медиков, в условиях невысокой потребительской культуры покупателей вводит в заблуждение реклама "чудодейственных средств", способных в одно мгновение снять боль, унять спазмы или сбить высокую температуру. Очень часто такое самолечение не только не помогает бороться с болезнью, но и усугубляет ее. Однако унять поток лекарственной рекламы Минздраву не удалось.

Еще одну попытку запретить рекламу медикаментов сделали депутаты Госдумы РФ в 2005 году. Но и в этот раз убрать ролики с ТВ не удалось, максимум, чего удалось добиться законодателям: заставить в каждом ролике проговаривать фразу: "перед употреблением лекарственного средства посоветуйтесь с лечащим врачом". Но ведь и на сигаретах пишут о том, что курение опасно для здоровья, однако многомиллионная армия курильщиков растет день ото дня.

Производители таблеток уверены: потребитель обязан знать, какие новые лекарственные средства появляются на рынке, каковы их преимущества. И все это дает людям, конечно, же реклама. Учитывая мощное лобби фармпроизводителей, можно предположить, что лекарственная реклама будет расти и процветать и дальше.
Даже запреты, которые прописываются в федеральном законе РФ "О рекламе" фарм-производителям удается удачно обходить. К примеру, законодатели потребовали убрать из роликов "людей в белых халатах", рекламирующих пилюли и мази. Врачи из рекламы исчезли, но их место заняли десятки улыбающихся молодых людей, которые якобы излечились от всех своих недугов благодаря но-шпе, фервексу или кларитину.

Обратная сторона пилюли

Как показывает практика, самолечение часто приводит к большим проблемам со здоровьем. Взять хотя бы ту же самую аллергию. Начиная с весны и до самой поздней осени (период "расцвета" аллергических реакций) по телевизору крутят ролики с рекламой антигистаминных препаратов, которые якобы помогают надолго избавиться от аллергии. Однако врачи предупреждают: не всякую аллергию можно лечить "с экрана". Как считает директор НИИ вакцин и сывороток имени Мечникова академик РАМН Борис Семенов, реклама лекарств против аллергии вредит здоровью. Аллергия - очень сложное заболевание, уверен академик, требующее консультации врача и комплексного исследования. Если же бесконтрольно применять средства, которые просто "глушат", а не лечат это заболевание, то последствия могут быть очень тяжелыми: начиная от хронического бронхита и заканчивая бронхиальной астмой, в которую нередко переходит "залеченная" аллергия.

Того же мнения придерживается и главный аллерголог Саратовской области, доктор медицинских наук Наталья Астафьева. - Рекламы лекарственных препаратов вообще не должно быть, - считает Наталья Григорьевна. - Если у одного человека самолечение пройдет незаметно, то другой может получить массу побочных эффектов. Это очень опасно, ведь лекарство может назначать только врач, но никак не рекламный ролик. И в лечении аллергических заболеваний об этом особенно важно помнить.

Кстати, до последнего момента в нашей стране побочные эффекты фармацевтических средств никто не отслеживал. Но этой весной в нескольких регионах РФ, в том числе и Саратовской области, были созданы региональные центры мониторинга безопасности лекарственных средств. Задача центров - отслеживать неблагоприятные побочные реакции лекарств. Однако о первых результатах пока говорить рано.

В Европе проблеме побочных действий пилюль уделяется достаточно внимания, поскольку смертность в результате неблагоприятных побочных реакций и неправильного лекарственного лечения выходит на пятое место после сердечно-сосудистых, онкологических, бронхо-легочных заболеваний и травматизма. В России подобные данные собирать сложно, однако токсикологи предполагают, что как минимум 10-15% смертей были вызваны неправильным приемом лекарств и побочными действиями от них.

С похолоданием и ожиданием эпидемии гриппа в газетах, журналах и на телевидении появилась массированная реклама медикаментов, применяемых для лечения простуды и гриппа. Между тем мало кому известно, что такие популярные средства, как тера-флю, колдрекс, фервекс, солпадеин, эффералган, содержащие парацетамол, могут принести значительный вред организму. То же самое касается и препаратов, содержащих ацетилсалициловую кислоту, то есть аспирина.

Как рассказала врач-терапевт Татьяна Ильина, парацетамол имеет огромное количество противопоказаний. Его настоятельно не рекомендуется принимать людям, страдающим заболеваниями печени, почек, желудочно-кишечного тракта. Так же этот препарат повышает артериальное давление и может вызвать токсическое действие на кровь, особенно если превысить дозировку.

- При плохом самочувствии пациенты очень любят облегчать лихорадочное состояние средствами, содержащими парацетамол, благо их реклама есть в любой газете и все чаще мелькает в телевизионных роликах, - рассказывает доктор. - Иногда люди забывают прочитать инструкцию и совмещают один препарат, содержащий парацетамол, с другим, в котором он так же содержится. Если организм не выдерживает такой передозировки, то пациенты оказываются в инфекционных отделениях с геморрагическим синдромом. Не менее опасен и аспирин, причем как для пожилых людей, так и для молодых. Он раздражающе действует на желудочно-кишечный тракт, в моей практике неоднократно встречались больные с аспириновыми язвами желудка. Очень плохо, что реклама жаропонижающих средств никем не контролируется. Так же как и реклама обезболивающих средств. Ведь боль- это признак, что в организме человека не все в порядке. И если каждый раз глушить ее нурофеном или солпадеином, в результате можно оказаться на больничной койке.
Еще один популярный лекарственный продукт, который чаще других встречается в рекламе - нестероидные противовоспалительные препараты, которые обладают известным противовоспалительным эффектом (дикловит-гель, вольтарен и т.п.). При помощи этих препаратов на некоторое время облегчается жизнь больных артритами, остеохондрозами, однако вреда от нестероидных противовоспалительных едва ли не больше, чем пользы. Доподлинно известно, что злоупотребление препаратами, действующим веществом которых является диклофенак, даже человека со здоровой печенью могут привести к хроническому гепатиту или почечной недостаточности. Об этом в рекламе, конечно же, не предупреждают.

Приходи к нему лечиться

Еще одна группа лекарственных средств, которая активно рекламируется во время "простудного" периода - противовирусные иммуномодуляторы, такие как арбидол или амиксин. Рекламные ролики приписывают им чудодейственные свойства, но мало кто знает, что при неграмотном употреблении эти новейшие снадобья могут нанести непоправимый вред организму.

Врачи предупреждают: эта группа лекарственных средств намного опаснее, чем жаропонижающие, обезболивающие и противоаллергенные средства, поскольку их прием - искусственное вмешательство в иммунную систему организма. За рубежом опасность бесконтрольного применения подобных лекарственных средств уже давно известна. Как подсчитали американские специалисты Института безопасной медицинской практики, в череде тяжелых последствий применения лекарств наиболее опасными были признаны иммуномодуляторы.

Как считает Вячеслав Исмайлов, главный детским иммунолог Саратовской области, иммуномодуляторы должен выписывать только врач, исходя из симптомов болезни и общей картины здоровья пациента. Глотать таблетки самостоятельно, насмотревшись рекламы - себе дороже. -Лекарства могут как помочь, так и навредить, - уверен иммунолог. - При некоторых заболеваниях такие препараты как амиксин и арбидол просто бесполезны. К примеру, ангину они не вылечат, а при имеющемся ревматическом заболевании могут лишь усугубить течение болезни. Так что увидев по телевизору новое средство, не стоит сразу его покупать и начинать принимать, поскольку последствия могут быть непредсказуемыми. Кроме того, не стоит забывать и о том, что дискуссии о пользе или вреде этой группы лекарств до сих пор ведутся среди российских ученых. Пока же ученые умы спорят, потребители сметают таблетки, как горячие пирожки. По данным компании DSM Group, в рейтинге лекарственных брендов по объемам продаж в российских аптеках лидирует арбидол. За первое полугодие 2007 года объем продаж этого препарата составил 32,6 млн долл. И как говорят эксперты, это еще не предел.

При этом стоит отметить, что практикующие доктора очень осторожно относятся к чудо-таблеткам. Как в неформальной беседе признаются саратовские врачи, они сами не употребляют иммуномодуляторы, и своим друзьям не советуют этого делать. Лучше уж народными средствами вылечить простуду, считают медики, чем искусственно подстегивать иммунитет.

Но иногда ненужное и порой опасное лекарство навязывают пациенту сами врачи. Причем не столько в коммерческих лечебных заведениях, сколько в обычных районных поликлиниках. Подобные случаи усиленно скрываются медицинским сообществом, но изредка специалисты Минздрава и городского комитета здравоохранения признаются: да, жалобы саратовцев на "медицинскую торговлю" бывают. Одни участковые врачи просто предлагают полечиться новым "эффективным препаратом", другие активно навязывают, и даже устраивают торговлю пилюлями прямо в своем рабочем кабинете. Не секрет, что за продвижение фармацевтических новинок врачи получают не только фирменные ручки и блокнотики, но и процент от реализации лекарств. Именно такой смысл вкладывается в многочисленные объявления "Хорошая подработка для врачей всех специальностей". Благо, что пока на откровенную торговлю пилюлями решаются далеко не все люди в белых халатах. Кто-то откровенно боится последствий такой деятельности, а кто-то действительно заботиться о здоровье пациентов.
Правозащитники уверены, что реклама лекарств изобретена только для того, чтобы продать как можно больше таблеток, мазей и сиропов. А не для обычного ознакомления потребителей с преимуществом новых таблеток, как утверждают фармацевтические компании. Но самое печальное заключается в том, что рекламируемые медикаменты изобретены не для избавления от болезни, а для лечения определенного состояния.

Лечение не входит в планы фармацевтических компаний, оплачивающих рекламные модули на страницах газет и ролики на телевидении. Если эту простую истину поймут сами пациенты, число смертей, вызванных самолечением и побочными действиями лекарств, значительно сократится.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
14.10.2008

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме