Я плакатов не боюсь
Антитабачная пропаганда может подталкивать к курению
Плакаты против курения, размещенные в точках продаж, могут, наоборот, подталкивать к курению, если речь идет о подростках группы риска, выяснили американские ученые.
В последнее время во многих странах уделяется большое внимание борьбе с курением, в том числе в России. Однако вопрос о том, какие меры этой борьбы действительно эффективны, нельзя считать решенным. В новом исследовании ученых из США выяснилось, что размещение в точках продаж плакатов, призванных бороться с курением, в некоторых случаях может иметь прямо противоположный эффект.
В исследовании принял участие 441 подросток в возрасте от 11 до 17 лет. Эксперимент проводился в специально созданной лаборатории, полностью моделирующей обычный магазин. В рамках эксперимента все подростки приходили в такой «магазин» и покупали несколько оговоренных товаров.
Всех участников разделили на четыре группы, у каждой из которых были свои условия. В первом случае плакаты о вреде курения были размещены и в кассовой зоне, и в отделе с табачными изделиями, во втором таких плакатов не было нигде, в третьем и четвертом вариантах плакаты были только в одной из этих зон. На плакатах был изображен больной человек и размещена большая надпись «Внимание! Сигареты вызывают рак». Этот плакат был одним из девяти, одобренных Управлением по контролю за продуктами питания и лекарствами США (FDA).
До начала эксперимента все подростки заполнили специальные анкеты, призванные оценить степень их риска пристраститься к курению табака. Около 5% из них сообщили, что уже курили, еще 20% по ответам были признаны принадлежащими к группе риска. Те же анкеты подростки заполнили уже после эксперимента, в котором они посещали магазин.
Выяснилось, что у подростков, имеющих повышенный риск зависимости от табака, после просмотра плакатов этот риск еще больше возрастал. На подростков же, никогда не куривших и не проявляющих к этому интереса, плакаты действовали нейтрально. Расположение плакатов, как выяснилось, не имело особого значения.
«Возможно, что подростки из группы риска среагировали на плакаты в оборонительной манере, намеренно обесценивая опасности, о которых говорилось. Возможно и то, что яркий плакат привлекал внимание подростков к витрине с сигаретами, где уже содержались рекламные материалы, наоборот склоняющие к курению», — интерпретирует полученные результаты ведущий автор исследования Уильям Шадель.
В США, в отличие от России, витрины с табачными изделиями не просто открыты, но и допускается любая реклама производителей сигарет на этих витринах.
Так или иначе, ученые предостерегают против использования подобной графической пропаганды в местах продаж без дополнительных исследований ее эффектов.
Статья опубликована в журнале Nicotine & Tobacco Research.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru