09 Июля 2009

Антиканцер: вас снова обманывают

Свеклу продают как лекарство от инсульта
Алексей Тимошенко, GZT.RU

На прошедшей неделе на «Радио России» прошла информация о препарате «антиканцер». За 11 тыс. рублей рекламировался его профилактический курс, который якобы не позволяет развиться инсульту – опасному заболеванию, связанному с повреждением головного мозга в результате разрыва или закупорки сосуда. Корреспондент GZT.RU позвонил по указанному телефону и провел свое расследование, в результате которого выяснилось, что под видом лекарства предлагается обычный пищевой продукт, даже не зарегистрированный как биоактивная добавка (БАД).

Розовый свет исцеления

Купить так называемое лекарство можно лишь по предварительному заказу на его доставку: в аптеках или магазинах вещество не продается. В службе доставки, расхваливая продукцию, не представившийся GZT.RU собеседник подчеркнул, что препарат является лекарственным средством, а не биологически активной добавкой. По его словам, вытяжка из свеклы обладает удивительными качествами, не имеет противопоказаний и может применяться совместно с другими препаратами.

Впрочем, иногда представитель компании, рекламирующей средство, путался в терминологии. Например, особенно ценным, по мнению нашего собеседника, является в препарате то, что он «не содержит химиосодержащих добавок». Однако известно, что химическим веществом не являются разве что вакуум или электромагнитное поле. Еще «антиканцер» позиционируется как парафармацевтик, что также противоречит утвердительному ответу на вопрос о том, является ли он лекарственным средством или БАДом. По определению парафармацевтик – это нелекарственная продукция, к которой относят биологически активные добавки (БАД), косметику, перевязочные средства и сопутствующие товары медицинского назначения. Если «антиканцер» не БАД, то он может относиться к категории косметических средств. Но как тогда он чистит сосуды головного мозга и почему его надо принимать внутрь? В базе данных по медицинским публикациям PubMed ссылок на Anticancer, естественно, не обнаружилось.

Более глубокое погружение в проблему позволило прояснить ряд других интересных деталей. Так, оказалось невозможным выяснить, кто на самом деле является производителем препарата. Изготовителем «антиканцера» в рекламе был назван НИИ здоровья человека. Но эта организация не числится в перечне институтов Российской академии медицинских наук. Существует, однако, НИИ здоровья – не связанная с РАН/РАМН коммерческая организация, производящая ряд биологически активных добавок. Там производство «антиканцера» не подтвердили.

Столовый набор

В реестре лекарственных средств этого препарата нет. И он действительно не является БАДом. Найти патент на «антиканцер» удалось на сайте ru-patent.info: «Изобретение относится к пищевой промышленности. Предложенная порошковая смесь содержит порошок столовой свеклы и концентрированный биологически активный препарат из дрожжей». «Антиканцер» в виде смеси предназначен в пищевой промышленности, также как уксус, поваренная соль или наборы специй для приготовления плова. Все разрешительные документы на него – это санитарно-эпидемиологическое заключение.

Иными словами, под видом лекарства продается, по сути, пищевой продукт стоимостью примерно в пять банок черной осетровой икры или 10 кг балыка.

Рекламу «антиканцера» и сам факт появления подобных препаратов прокомментировал врач-токсиколог Алексей Водовозов, занимающийся проблемой продажи БАДов под видом лекарств. Эксперт говорит, что такая реклама сделана с прицелом на особую аудиторию – пожилых людей. Психология этих потребителей такова, что «они скорее поверят незнакомым и посторонним людям, чем собственным детям. Этой особенностью вовсю пользуются продавцы "чудесных снадобий", внушая пожилым, что детям жалко денег на их лечение, что они только и ждут смерти пенсионера, чтобы завладеть квартирой», поясняет Водовозов. Ситуация усугубляется тем, что люди склонны верить в чудеса, в таблетку от всего. «Это же так просто: съесть одну пилюлю – и избавиться от всех болезней и напастей сразу. Особенно это характерно для пациентов, страдающих тяжелыми, например онкологическими, заболеваниями. Мошенники продают самое дорогое, что может быть, – надежду», – говорит Водовозов.

Механизм работы продавцов снадобья незамысловат. По словам Водовозова, мошенники часто пользуются списками пациентов районных поликлиник, которые по сходной цене покупают в регистратуре: «Если к пенсионеру обращаются по имени-отчеству, точно называют его диагноз и объявляют, что о нем заботится правительство города или разработан национальный проект, это сразу же внушает доверие».

Водовозов указывает на беззубость законодательства и правоохранительных органов. Максимум, что может грозить мошенникам, – штраф в несколько десятков тысяч рублей, который компенсируется деньгами от одной проданной коробки «чудо-зелья». Ведь при реальной стоимости упаковки в 25-30 рублей она продается в тысячи раз дороже.

Народный гнев

Как оказалось, в истории с «антиканцером» уже появились пострадавшие. В популярном сервисе блогов «Живой Журнал» идет обсуждение аферы с препаратом. «Совершенно случайно я стал свидетелем грандиозной аферы, связанной с распространением лекарства. Мне позвонила моя теща и попросила уточнить, что это за такой волшебный препарат «антиканцер» стоимостью 20 тыс. рублей, который назначается по телефону и доставляется курьером», – пишет пользователь serpoff.

«В рекламе препарата «антиканцер» утверждается, что он обладает противоопухолевым действием и стимулирует восстановление организма после операций. В действительности в его состав входят высушенный сок столовой свеклы, комплекс аминокислот, витаминов и минеральных веществ. Таким образом, "антиканцер" является не новейшим лекарством от рака, а растертой в порошок столовой свеклой. Завод-изготовитель производит свекольный порошок и продает его мелким фирмам, фасующим его в фирменную упаковку для последующей реализации покупателям. Комплекс аминокислот, указанный в составе препарата, – это обыкновенные пивные дрожжи», – сообщает demark.

Правда, борьба с «антиканцером» пока не приобрела размаха предыдущего аналогичного скандала, когда недовольные блогеры постоянными звонками в течение нескольких суток блокировали работу телефонного центра, через который под видом лекарства за 20 тыс. рублей продавалась биологически активная добавка «гравикол». Спустя некоторое время Федеральная антимонопольная служба сообщила, что намерена возбудить дело по поводу недостоверной рекламы – и на этом все закончилось. На сайте ФАС упоминания «Гравикола» обнаружить не удалось.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
09.07.2009

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме