18 Февраля 2008

Завод человеческой кожи

Из статьи «И корабль плывет» (Пять достижений петербургских ученых в 2007 году)
Дмитрий Фиалковский, «Эксперт Северо-Запад»

В конце 1980-х годов в отделе клеточных культур Института цитологии РАН (ЦИН) закипела работа: институт начал получать финансирование от Минобороны СССР в рамках секретного проекта под кодовым названием «Адамант». Проект предусматривал создание технологии восстановления поврежденного кожного покрова. Перед учеными поставили задачу научиться спасать жизни людей, получивших критические и сверхкритические ожоги, при которых обычные методы лечения бессильны. Отдел клеточных культур – на тот момент одно из передовых учреждений страны, обладавшее уникальной коллекцией клеточных линий и специалистами на вес золота, – в течение восьми лет занимался решением этой задачи.

Финансирование оборвалось с началом перестройки, однако важнейшие результаты уже были получены. Под руководством профессора Георгия Пинаева в отделе клеточных культур были выделены клетки верхнего слоя кожи – кератиноциты, которые помещались на ожог и достаточно быстро трансформировались в кожу. Так впервые в нашей стране ученые познакомились со стволовыми клетками. Дело в том, что среди кератиноцитов находятся стволовые клетки взрослого организма, которые могут превращаться в клетки верхнего слоя кожи. Организм запускает этот процесс в случае повреждений – неглубоких ожогов и ссадин.

Все эти годы ученые продолжали исследования, и в 2007 году Институт цитологии получил официальное разрешение на производство и клиническое использование созданного ими дермального эквивалента (ДЭ). ДЭ оказался эффективным средством заживления ожогов, при которых повреждены более глубокие слои кожи (дерма). Это особенно «важный» слой, поскольку он создает фундамент для сложной архитектуры кожного покрова. ДЭ является комбинацией коллагенового геля (выполняет функцию «подложки») и включенных в него клеток-фибробластов, формирующих дерму.

ДЭ как метод лечения успешно прошел клинические испытания. Два случая в свое время буквально наводнили полосы петербургских газет. Девушка с ожогом 90% кожи и молодой человек с ожогом 98% кожи сегодня уже вернулись к нормальной жизни. Как оказалось, ДЭ может быть использован для лечения не только ожогов, но и трофических язв, свищей и пролежней. На очереди – создание полного эквивалента кожи. Это сочетание ДЭ и многослойного пласта кератиноцитов, которое позволит более эффективно лечить различные кожные повреждения.

Получив возможность лечить, Пинаев задумался об организации производства ДЭ. Ведь невозможно продолжать исследования, когда поступают серийные заказы от клиник. Такие заказы уже есть, например от НИИ Скорой помощи, Военно-медицинской академии, Детского ожогового центра и др. Сейчас рассматривается вариант финансирования из средств Регионального венчурного фонда Санкт-Петербурга. Требуется порядка 20 млн рублей для подготовки помещения и специалистов, оборудования «чистых комнат».

Параллельно в отделе клеточных культур ведутся исследования в сфере клеточной терапии. Георгий Пинаев называет три типа тканей, которые, возможно, удастся восстанавливать более эффективно, – кости, хрящи и сердечная мышца. Для этого будут использоваться разные типы стволовых клеток взрослого организма. По некоторым направлениям есть положительные результаты опытов на животных – зарастание травм черепа, восстановление работы сердца после инфаркта и т.д. «Однако это очень долгосрочные исследования. Мы пока только наблюдаем определенные положительные эффекты, но не знаем их механизма», – говорит Пинаев.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru
18.02.2008

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати