02 Декабря 2010

Сыграй в Phylo – помоги генетикам

Геймеров привлекли к генетическим исследованиям
Лента.ру по материалам Wired: Computer Game Makes You a Genetic Scientist.

Ученые разработали компьютерную онлайн-игру Phylo, в которой от пользователей требуется сравнивать последовательности ДНК в генах. Поиграть в игру можно здесь (только надо долго щуриться, чтобы найти в конце текста, высокохудожественно написанного тёмно-серым по чёрному, слова “click here” – ВМ).

Интерфейс игры сделан таким образом, что она выглядит как обычная головоломка. Пользователям предлагается несколько рядов из квадратов различных цветов, расположенных друг под другом. Игроку необходимо пересортировать эти последовательности так, чтобы квадраты одного цвета располагались друг под другом. Для этого можно перемещать квадраты по горизонтали, но нельзя менять их порядок. Выровнять последовательности так, чтобы все квадраты одинакового цвета оказались друг под другом, практически никогда не удаётся. За каждый пробел или цветовое расхождение игроку начисляется штраф. Задача игры – выровнять последовательности и набрать очков больше, чем исходно набрано у компьютера.

Квадрат каждого цвета соответствует одному из типов нуклеотидов – элементарных «кирпичиков», из которых состоит ДНК. Всего различают четыре их разновидности, обозначаемые буквами А, Т, Г и Ц. Предлагаемые пользователям последовательности – это фрагменты гомологичных (имеющих общее происхождение и сходные последовательности азотистых оснований) генов различных организмов. Например, в верхнем ряду может быть фрагмент какого-то гена человека, а в нижнем – аналогичного или близкородственного гена мыши.

Авторы игры решили привлечь геймеров к сравнению генетических последовательностей, так как люди справляются с решением подобных задач лучше машин. Сравнение последовательностей генов у различных организмов позволяет уточнять их эволюцию, а также выявлять наиболее важные для живых систем гены – обычно они очень мало изменяются из поколения в поколение.

Создатели Phylo рассказали, что намеренно сделали интерфейс максимально ненаучным для того, чтобы в их игру играли не только люди, увлекающиеся наукой. Как подчеркивают авторы, они добивались того, чтобы, играя, «люди не думали о биологии, а просто получали удовольствие и развлекались».

Phylo – не первая игра, где пользователям предлагается поучаствовать в решении научных проблем. Например, в созданной американскими биологами игре Foldit геймеры подбирают трехмерную структуру белков. Недавно выяснилось, что они справляются с этим лучше, чем суперкомпьютеры (Fold.it: играем в фолдинг белков).

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
02.12.2010

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме