Разработчиками обеих вакцин являются ученые Корнеллского университета, работающие под руководством Рональда Кристала (Ronald Crystal). Они считают, что со временем их вакцины могут стать первыми представителями нового поколения средств для борьбы с зависимостью, в основе механизма действия которых лежит прицельная стимуляция иммунной системы организма. Результатом такой стимуляции является синтез антител, прикрепляющихся к потенциально опасным молекулам (в данном случае молекулам кокаина) и, таким образом, метящих их для поглощения специализированными иммунными клетками и выведения из организма.
Активным ингредиентом первой, так называемой «активной» вакцины являются безвредные вирусные белки, обеспечивающие ознакомление иммунной системы с кокаиноподобными молекулами. Иммунная система распознает комбинацию вирусного белка и молекулы-мишени как угрозу и начинает продуцировать специфичные к кокаину антитела.
Для оценки способности вакцины предотвращать попадание кокаина в мозг обезьянам ввели соединение-маркер, связывающееся с рецепторами к никотину в ткани мозга. При проведении позитронно-эмиссионной томографии мозг употребивших кокаин невакцинированных животных давал достаточно слабый сигнал за счет того, что часть рецепторов была блокирована молекулами кокаина. В то же время мозг животных, получивших инъекцию вакцины, ярко светился за счет связавшихся с кокаиновыми рецепторами молекул маркера. Этот эффект сохранялся в течение по крайней мере четырех месяцев после вакцинации.
Вторая, «пассивная», вакцина использует другой тип вируса для введения генетического материала в клетки печени. После вакцинации клетки печени начинают экспрессировать белки, кодирующие генетический материал вируса, в том числе зашифрованную в нем последовательность антител против кокаина.
Впоследствие в организме мышей, вакцинированных с помощью этого геннотерапевтического подхода, происходило то же самое, что и в организме обезьян, подвергшихся вакцинации первого типа. Антитела связывались с кокаином в кровотоке, что предотвращало его попадание в мозг. При этом животные не впадали в наркотическое опьянение после употребления кокаина: они вели себя тихо вместо того, чтобы носиться по клеткам. Эффект вакцины сохранялся на протяжении по крайней мере 17 недель.
В настоящее время исследователи тестируют токсичность обеих вакцин на животных и надеются в течение ближайшего года начать клиническое исследование активной вакцины. В случае успеха хотя бы одного из разработанных подходов его можно будет взять за основу создания вакцин для лечения героиновой, никотиновой и других зависимостей.
Результаты экспериментов с «активной» вакциной представлены 12 июня на ежегодном съезде Общества медицинской радиологии, проходившем в Майами-Бич.
Статья Rosenberg et al. AAVrh.10-Mediated Expression of an Anti-Cocaine Antibody Mediates Persistent Passive Immunization That Suppresses Cocaine-Induced Behavior опубликована в журнале Human Gene Therapy.
Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам LiveScience: How Cocaine Vaccines Could Cure Drug Addiction.
26.06.2012
Читать статьи по темам:
наркотики вакцина разработка препаратов Версия для печатиВыдели ее и нажми ctrl + enter