27 Июня 2014

Самый большой риск для краудфандинга – «змеиное масло»

Самой большой перспективой для краудфандинга является создание жизнеспособной, поддерживающей и прозрачной экосистемы краудфандинга, которая оказывала бы предпринимателям поддержку на пути воплощения их начинаний. Но в данной статье мы взглянем на неприятную сторону бизнеса: «змеиное масло» (snake oil, шарлатанское снадобье).

Согласно Википедии, продавец змеиного масла – это человек, преднамеренно продающий фальсифицированные товары или сам являющийся жуликом, мошенником, шарлатаном и т.п. Возможно, одним из наиболее ярких представителей этого типа является отец соучредителей американского нефтяного гиганта Standard Oil Джон Рокфеллер-старший. Бывший лесоруб и коммивояжер неожиданно объявил себя «ботаническим врачом» и занялся продажей популярных в то время чудодейственных снадобий. Таких людей можно в целом описать как много обещающих, но мало дающих.

В зарождающейся индустрии краудфандинга существует три заинтересованные группы, которые могут оказаться «продавцами змеиного масла»:

  1. Создатели проектов – люди, привлекающие финансирование для воплощения своих идей.
  2. Консультанты/Поставщики услуг – специалисты, помогающие людям в привлечении финансов.
  3. Финансирующие порталы – краудфандинговые веб-сайты, предоставляющие площадку для обмена финансированием.

Создатели проектов

Создатели проектов могут, не осознавая этого, превращаться в «продавцов змеиного масла» посредством нескольких механизмов. Если им не удается убедить большое количество людей в том, что их проект достоин поддержки, как правило, причиной этого являются недостатки планирования и воплощения стратегии кампании. Или, что еще хуже, они даже не прорабатывают свой проект, чтобы убедиться в его жизнеспособности. До начала привлечения финансирования для воплощения своей идеи необходима ее валидация – проверка с точки зрения потребителя.

Что еще хуже, если продукт жизнеспособен и даже имеет рынок сбыта, они часто не озадачиваются тем, чтобы оценить затраты на его производство. В таких случаях они могут успешно финансировать свой проект, основываясь на ошибочных финансовых допущениях. Это приведет к невозможности выполнения обязательств перед спонсорами (дольщиками). По сути это является серьезной оплошностью в выполнении обязательств создателя проекта и в результате многие признают вас мошенником.

Консультанты/Поставщики услуг

Если вы не знаете, откуда взята эта картинка, то она из блокбастера «Волк с Уолл-стрит», рассказывающего историю Джордана Белфорта (Jordan Belfort). Он был осужден за махинации на фондовой бирже, за что провел в тюрьме 22 месяца. Чего я опасаюсь, так это появления «Волков в краудфандинге».

Поставщики услуг и консультанты должны придерживаться строгих моральных и этических стандартов. Несмотря на отсутствие официальных документов, регламентирующих работу консультантов в данной области, я разработал свой собственный персональный кодекс, который должен уберечь меня от проблем.

  • Ты не должен консультировать, если клиент возлагает на тебя не только полномочия, но и ответственность.
  • Ты не должен консультировать, если клиент не валидировал свой продукт/услугу.
  • Ты не должен консультировать, если клиент впервые обратился к краудфандингу и не провел собственное исследование. В таком случае следует предоставить ему соответствующие образовательные материалы.
  • Ты не должен консультировать в областях, с которыми не знаком, за исключением случаев, когда у тебя есть помощники, осведомленные в данных областях и достойные твоего доверия.

Несомненно, будут появляться люди, не следующие подобным кодексам и преследующие единственную цель – заключить сделку. Конечным итогом такого отношения к делу будет не только вред, нанесенный клиентам, но и быстрая утрата репутации. Мы все должны делать долгосрочные прогнозы в отношении индустрии краудфандинга и не переносить в нее нравы Уолл-стрита.

Финансирующие порталы

Краудфандинговые веб-сайты также имеют очерченную сферу деятельности. Финансирующие порталы изобретательно подходят к вопросу получения доходов от создателей и спонсоров проектов. Некоторые веб-сайты получают доход в форме процентов от общей суммы привлеченных средств. Другие снимают комиссию с каждого спонсорского платежа.

Некоторые сайты вводят дополнительные платежи, такие как вознаграждение за размещение проекта. Именно на этом этапе возникает привкус «змеиного масла». Если создатель проекта должен платить взнос за размещение проекта, неплохо было бы предусмотреть возможность возвращения инвестиции. Обещание предоставить доступ к уникальной базе инвесторов в обмен на ежемесячный платеж без оказания какой-либо поддержки будет рассматриваться как продажа «змеиного масла». Кроме того, финансирующим порталам, предоставляющим консультационные услуги, также надо будет учитывать, что все перечисленные выше риски распространяются на продавцов и консультантов, рекомендуемых ими своим клиентам.

И в заключение, в целом индустрия краудфандинга должна работать на длительную перспективу. Мы вступаем в удивительный период мировой истории, в котором взаимодействие между людьми становится более взаимопроникающим. Возможность такого взаимодействия позволяет нам верить в восстановление после великой депрессии и глобального экономического кризиса 2008 года.

Краудфандинг выступает в роли искры, которая выведет глобальное сотрудничество на новый уровень посредством перенаправления финансового потока к стОящим идеям, не только валидированным, но и имеющим под собой план и преподносимым общественности в духе сотрудничества.

Всего наилучшего,
Манолис Сфинаролакис, основатель и продюсер Reality Crowd TV

Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам LinkedIn:
The Greatest Risk to Crowdfunding: Snake Oil

27.06.2014

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме