20 Ноября 2017

Противоречивые тесты

Независимо от того, является ли он бесплатным онлайн-тестом, генетическим анализом за 300 долларов или анализом крови за 800 долларов, любой инструмент, заявленный как позволяющий определить соответствие скорости старения человека его хронологическому возрасту, вызывает огромный интерес у большого количества людей. Однако, к сожалению, единственный способ получит верный ответ на столь волнующий вопрос – это подождать и увидеть все своими глазами.

Прямое сравнение результатов 11 методов оценки скорости старения человека, в том числе предлагаемых на коммерческом рынке анализов хромосом и крови, показало, что они противоречат друг другу.

Эти результаты были получены учеными при анализе данных, собранных в рамках исследования с участием почти 1 000 жителей Данедина, Новая Зеландия, активное наблюдение за состоянием которых велось со дня рождения и до достижения 38-летнего возраста.

Ранее работавшие с этой когортой исследователи опубликовали панель из 18 биологических параметров, позволяющую прогнозировать скорость старения конкретного человека на основании характера изменения этих маркеров с 26 до 38 лет.

Однако когда они расширили границы своего анализа, чтобы убедиться в том, что в 38-летнем возрасте эти и другие параметры указывают в одном направлении, картина стала значительно менее ясной.

По словам руководителя исследования, доцента Даниэля Бельски (Daniel Belsky) из университета Дьюка, люди стареют с разной скоростью и специалисты в гериатрической медицине должны иметь инструменты для ее измерения. Однако при оценке различных аспектов физиологии человека, начиная от генов и маркеров крови и заканчивая чувством равновесия и силой захвата, авторы увидели сплошные расхождения. При этом он подчеркивает, что на сегодняшний день еще очень преждевременно предлагать тесты для оценки индивидуальной скорости старения на широком рынке.

В рамках своей работы авторы проанализировали множество физических параметров старения, в том числе чувство равновесия, силу захвата, координацию движений, физические ограничения, познавательную функцию и ее угасание, собственную субъективную оценку состояния здоровья, а также степень старения лица по оценкам окружающих.

Измерение длины теломер – укорачивающихся с возрастом концевых участков хромосом – не позволило достоверно прогнозировать физические и когнитивные изменения. Единственным возможным исключением является старение лица. (В настоящее время тест на старение на основании длины теломер доступен всем желающим за 300 долларов США.)

Исследователи также проанализировали сотни регионов генома в поисках изменений профилей метилирования ДНК – молекулярных меток, обеспечивающих активацию и инактивацию генов. Эти эпигенетические профили ранее изучались другими учеными и рассматриваются как своего рода «биологические часы» скорости старения. Авторы проанализировали состояние трех таких эпигенетических «часов» в 26- и 38-летнем возрасте и выявились ожидаемые 12 лет «старения».

Бельский отмечает, что, несмотря на достаточную хронологическую точность всех трех проанализированных эпигенетических часов, они плохо отражают происходящие в организме человека физиологические изменения, а также возможные нарушения физической и познавательной функции. Это ставит под сомнение целесообразность их применения для прогнозирования продолжительности здоровой жизни пациентов или популяций людей.

Помимо этого авторы применили разработанные другими группами алгоритмы для анализа крупных массивов данных, содержащих значения физиологических параметров, таких как результаты анализа крови и параметры функций сердца и легких, и получили несколько более четкие результаты.

Для того чтобы выяснить, позволяют ли биологические параметры старения прогнозировать физические или психические изменения, исследователи провели статистическое сравнение результатов всех проведенных тестов между собой. В результате они установили, что физиологические параметры дают несколько лучшие результаты, чем длина теломер и эпигенетические часы. Однако ни один из проанализированных параметров не оказался достаточно точным для того, чтобы можно было говорить о целесообразности его включения в ежегодный медицинский осмотр.

Однако исследователи не сдаются и планируют продолжить поиски оптимального маркера старения. Бельски отмечает, что в настоящее время специалисты активно занимаются поиском методов замедления старения. Поэтому уже в ближайшем будущем им понадобиться метод оценки результатов антивозрастной терапии. В идеале этот метод должен быть недорогим и неинвазивным, чтобы его можно было применять до начала и по окончании клинического исследования для оценки результатов вмешательства, а лежащий в его основе маркер должен быть привязан к хронологическому возрасту человека.

Статья Daniel Belsky et al. Eleven Telomere, Epigenetic Clock, and Biomarker-Composite Quantifications of Biological Aging: Do They Measure the Same Thing? опубликована в American Journal of Epidemiology.

Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам Duke University: Aging Tests Yield Varying Results.

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме