09 Сентября 2009

Инвестиции в России: оценка и прогноз

Елена Зверева, Вести.Ru

В наше время важна необходимость инвестиций в науку. Несмотря на это, в России только 1% крупных компаний готовы вкладывать свои ресурсы в научные разработки. В кризис финансирование исследований сокращается, а пропасть между наукой и бизнесом увеличивается.

Большая часть научных разработок, которые успешно сейчас внедряются в России, кем-то уже придуманы и продаются. Например, робот на выставке в Москве в Японии никого уже не удивит. Но инновации – это не обязательно прорыв, скорее необходимые наукоемкие технологии.

При уменьшении бюджетов до кризисного варианта инновации стали одной из первых статей. С лета прошлого года сектор недосчитался более 250 миллиардов рублей. Только в первом квартале нынешнего года недополучил более 45 миллиардов рублей. Инвестиции сократились на 75%. При этом соотношение между государственными и частными инвестициями увеличилось в пользу первых. К концу второго квартала на рынке наметилось небольшое оживление – рост на 7%. Частный бизнес немного прибавил в весе.

У российского рынка своя специфика: инвесторы идут по уже изведанным тропкам. Рисковать своим капиталом готовы единицы. Вообще в России между наукой и бизнесом - пропасть. Ученые, которые занимаются фундаментальной наукой в госучреждениях и институтах, коммерсантам не интересны. Они о партнерстве разговаривают с теми, кто уже наладил производство и хочет его развить.

«Мы не способны полностью за вас делать весь бизнес. Мы способны его профинансировать, мы способны открыть перед вами некоторые двери, связать вас с какими-то партнерами или даже дополнительными инвесторами, которые могут вам существенно помочь в развитии вашего предприятия. Но мы не способны взять у вас технологию, сказать: сидите, пожалуйста, на скамеечке, мы сейчас вам тут все поднимем, потом будете работать. К сожалению, так невозможно», - считает Дмитрий Гордиенко, старший менеджер «Роснано».

Проект должен быть не просто готов, но и возможная прибыль по нему должна быть не ниже 20%, тогда бизнес заинтересуется. При этом структура инвестиций тоже весьма предсказуема. Самые инновационные отрасли в России – космос, авиация и телекоммуникации. Следом идут биотехнологии, военные разработки и энергетика. Но даже в высокотехнологичных отраслях доля таких проектов не превышает 14%.

«Проценты зависят от объема капитала, от общей капитализации. 10% на европейском рынке – это миллиарды евро, если мы говорим 5% на американском рынке – это тоже достаточно большие величины. Если мы говорим 15% на российском рынке, то, конечно, это миллионы, а то и меньше», - говорит Альбина Никоннен, исполнительный директор Российской ассоциации венчурного финансирования.

В России только 1% крупных компаний готовы финансировать научные разработки. За рубежом вкладываются в инновации две трети компаний. Россиян все еще пугает венчурный бизнес, как самый рискованный. Инвестор действует вслепую, покупая практически кота в мешке. Статистика беспощадна: из десяти проектов три гарантированно уходят в минус. Еще по трем инвестору удается вернуть вложенные деньги. И только три дают небольшую, но все-таки прибыль. И всего один проект готов «выстрелить».

Но если выстрелит, то это будет многомиллионный куш, как в свое время Google. Впрочем, крупные транснациональные компании, знающие толк в инновациях, считают, что не венчурные инвестиции нужны России. Поскольку нет ни традиций, ни юридической базы, на их реализацию уйдут десятилетия. Контракты – вот что поднимет отрасль. По этому пути пошли в свое время Индия и Китай. В этом случае страна получает сразу деньги и технологии, а заказчик – гарантированный продукт.

«Разница между инвестициями и контрактами очень простая. И в том и в другом случае тратятся деньги. Но только когда ты заключаешь контракт, у тебя есть точное понимание, что ты получишь в конце, и ты заплатишь деньги только в том случае, если эта работа будет выполнена. А инвестиция – это когда ты вкладываешь деньги и надеешься на то, что эти деньги к тебе вернутся и произойдет то, что тебе обещают твои партнеры. Я больше верю в контракты», - говорит Сергей Кравченко, президент «Боинг» в России и СНГ.

В контракты больше верит и «Майкрософт». В этом году в России открылся исследовательский центр компании. В отличие от «Боинга» «Майкрософт» готов рассматривать и единичные, путь даже самые безумные проекты.

«Практика показывает, что таких обращений довольно много. И, естественно, они рассматриваются. Из них очень часто получаются именно те проекты, которые меняют что-то в нашей жизни. На базе таких идей выходят очень интересные продукты, новые услуги и новые технологии», - говорит Олег Сютин, директор департамента технологического развития «Майкрософта».

Но проблема не только в риске и быстрой отдаче. Российский рынок инноваций абсолютно неизведан, кроме IT-сектора. Профессиональные консультанты открывают в Москве свой центр инвестиций и инноваций, чтобы систематизировать российский рынок.

«Например, мы не можем ответить на вопрос, что является инновационной компанией, как ее определить. Поэтому нет реестра таких компаний. Поэтому инвесторам трудно делать какой-то выбор», - говорит Екатерина Шапочка, директор PriceWaterhouseCoopers.

Казалось бы, в кризис активы дешевые, самое время рискнуть. Но в инновационную сферу России пока не готовы войти ни национальные, ни западные инвесторы. Впрочем, ученые любят повторять: наука делается не для того, чтобы каждый ее результат оказывался в реальной жизни.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
09.09.2009

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме