Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • TechWeek
  • Биомолтекст2020
  • vsh25

Мир нанотехнологий

РОСНАНО, издательство «БИНОМ. Лаборатория знаний», преподаватели и научные сотрудники МГУ, МИФИ, МИЭМ, школ Москвы начали разрабатывать цикл научно-популярных лекций «Мир нанотехнологий».

В рамках данного проекта предполагается сделать один из первых шагов в области популяризации нанотехнологий в условиях, когда в этом уже возникла насущная общественная необходимость и актуальность образовательного подхода не вызывает сомнений в силу его запрограммированной эффективности и создания предпосылок для устойчивого, поступательного внедрения в общественное сознание положительного имиджа нанотехнологий на уровне понимания и полной осознанности выбора заинтересованной молодежью своей будущей карьеры. Таким образом, целью проекта является создание и апробация цикла научно – популярных лекций, разъясняющих основные понятия и термины, раскрывающие наиболее перспективные области использования и направления развития нанотехнологий и их современные достижения для мотивации молодежи к выбору карьеры в области наноматериалов и нанотехнологий и воспроизводству молодых кадров наноиндустрии.

К сожалению, в настоящий момент очень ограничено проведение выездных школ с чтением лекций по нанотехнологиям специалистами ведущих ВУЗов, практически полностью отсутствуют систематические попытки создания образовательных материалов для школьников. В сложившейся ситуации реализация настоящего проекта по созданию нового научно-популярного (открытого) курса «Мир нанотехнологий» является, несомненно, своевременной, востребованной и актуальной.

Для достижения поставленных целей будет использован комплексный подход, связанный с решением следующих основных задач:

  • поиск и формализация существующего достоверного учебно-научного материала в форме цикла лекций «Мир нанотехнологий» высококвалифицированными специалистами в области наноматериалов и нанотехнологий;
  • апробация лекций в форме публичных выступлений, а также проведение лекций в режиме видеоконференций, организация доступа учителям и ученикам ОУ регионов РФ к лекциям путем размещения их в интернет-лектории издательства;
  • создание современных медиапродуктов на основе разработанного курса и первого опыта его практической реализации для обеспечения долговременного эффекта и повышения качества работ на долгосрочную перспективу.

Целевая аудитория: школьники старших классов, учителя и преподаватели общеобразовательных учреждений, системы начального и среднего профессионального образования, студенты, профессорско-преподавательский состав (в отношении использования дидактического материала), лица, интересующиеся нанотехнологиями.

Описание основных планируемых работ.

На первом этапе «Разработка основного содержания курса» (май-июль 2010 года) будет произведен систематический анализ имеющихся материалов и создание оригинал-макетов лекций (в формате чтения 45 минут для занятий со школьниками):

1. Что такое «нано»?

Основное содержание: что такое нанотехнологии и почему о них должны знать все, шкала масштабов, понятийные представления о микромире и наномире, представления о строении атома, основные сведения о размерных эффектах – изменения свойств вещества в состоянии наночастиц, включая физические, химические, механические, биологические характеристики, примеры «классических» и необычных нанообъектов, нанотехнологий вокруг нас, природных объектов. Что читать о нанотехнологиях (популярно и всерьез). Интернет-сайты по нанотехнологиям. Олимпиада по нанотехнологиям.

2. Прогнозы и перспективы развития нанотехнологий. Применение нанотехнологий в электронике и энергетике.

Основное содержание: современные достижения и перспективы нанотехнологий в контексте развития высоких технологий и устойчивого развития человеческого сообщества. Использование достигнутых результатов исследований наномира в современной жизни на примере энергетики. Наноэлектроника – методы и принципы работы, достижения и перспективы. Устройства оптоэлектроники и наноэлектроники.

3. Наночастицы, наноструктурированные материалы. Методы их получения. Использование нанострктурированных материалов в современных технологиях.

Основное содержание: классификация наночастиц, морфологическое разнообразие, гетероструктуры, супрамолекулярные материалы. Представления об основных функциональных свойствах материалов. Полупроводники и квантовые точки. Химические, физические и биологические методики получения наночастиц и наноматериалов. Их использование в науке, технике, диагностике, медицине.

4. Нанобиотехнологии в современном мире. Практическое использование знаний наномира в современных биотехнологиях.

Основное содержание: молекулярные основы живых систем. Представление о живой клетке; принцип самоорганизации живого. Бактерии, многоклеточные организмы. Природные наносистемы в хранении, воспроизведении и реализации генетической информации клетки. Структурный и функциональный аспекты бионанотехнологии. Принцип самосборки.

5. Возможности использования знаний наномира в медицине и фармакологии настоящего и будущего.

Основное содержание: области применения нанотехнологий для развития принципиально новых методов диагностики и лечения болезней человека: использование наноматериалов для адресной доставки лекарственных препаратов и терапевтических генов, визуализации патоморфологических структур, создания медицинских нанороботов. Наноматериалы и их производные на службе медицины.

6. Междисциплинарные аспекты нанотехнологий. Компьютерное моделирование наноструктур и наносистем.

Основное содержание: «классические» научные дисциплины (химия, физика, математика, биология) и их взаимопроникновение в применении к нанотехнологиям, научный и практический эффект от применения нанотехнологий в настоящее время и в будущем. Компьютерное моделирование наноструктур и наносистем.

7. Нанотехнологии вокруг нас. Современные применения нанотехнологий.

Основное содержание: элементы наномира (графен, фуллерены, нанотрубки, дендримеры, нанопроволоки), инструменты нанотехнологий, загадки наномира, применение нанотехнологий в настоящее время (нанобатарейки, нанокатализаторы, нановолокна).

На втором этапе «Апробация курса» (август-октябрь 2010 года) лекции будут прочитаны в устной форме отдельными членами авторского коллектива в Москве и крупных городах РФ (Пермь, Белгород, Казань, Екатеринбург, Петрозаводск), а также – в режиме видеоконференций для слушателей ряда ИПКРО, ОУ и ВУЗов РФ городов Новосибирск, Екатеринбург, Пермь, Казань, Архангельск, Ставрополь, Красноярск, Рязань. В режиме видеоконференций каждый из желающих может подключиться по указанному на сайте издательства адресу и прослушать лекции в режиме online.

После завершения работ по созданию и апробации лекций они будут модифицированы с учетом опыта апробации исходных учебно-методических материалов. Дополнительно будут созданы видео и другие медиаматериалы, что позволит создать готовый к распространению комплексный продукт, который зафиксирует достижения проекта на высоком уровне и будет готов к использованию в основных активных точках сети, созданной на стадии апробации курса. Данный продукт будет размещен в свободном доступе на сайтах РОСНАНО, издательства, а также на ряде других сайтов нанотехнологического направления.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
27.05.2010

Читать статьи по темам:

нанотехнологии наука в России Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад

Читать также:

Российский венчур и российские нанотехнологии

Венчурное финансирование индустрии нанотехнологий в Российской Федерации: состояние, проблемы, перспективы.

читать

Российские нанотехнологии в Nature

Своё видение российских инвестиций в амбициозные нанотехнологические проекты представил обозреватель журнала Nature Квирин Ширмаер.

читать

Может ли Россия стать лидером нанотехнологий?

Для успеха в сфере нанотехнологии надо кардинально изменить стратегию ее развития.

читать

Высочайшие технологии в Германии создают молодые ученые из России

Как Германия стала одним из мировых лидеров в сфере нанотехнологий? Что из немецкого опыта может перенять Россия? Об этом рассказывает корреспондент «РГ», посетивший ведущие научные центры этой страны.

читать

Нанотехнологии в России: учиться на чужих ошибках

Уроки зарубежного нанобума – это ценный практический опыт для развития нанотехнологий в России. Игнорирование накопленных фактов может привести к весьма плачевным последствиям, которых хотелось бы избежать за счет дальновидного планирования всех научных, технологических, экономических и социальных аспектов развития нанотехнологий в нашей стране.

читать