09 Июня 2011

Продление жизни и активные формы кислорода: всякий яд – лекарство?

Активные формы кислорода могут продлевать жизнь
Кирилл Стасевич, Компьюлента

Кислородные радикалы, о которых все привыкли думать, что они вредят ДНК и ускоряют старение клеток, могут оказывать противоположное действие, подавляя работу некоторых важных клеточных белков.

«Активные формы кислорода – злонамеренные вещества, которые вызывают окислительный стресс, повреждают ДНК и являются причиной преждевременной гибели клеток и старения» – такая точка зрения довольно долго господствовала в научной среде, однако сейчас её позиции сильно пошатнулись.

Активные формы кислорода действительно способны сеять фатальные разрушения внутри клетки благодаря своей исключительной реакционной способности. Но, как это часто бывает, у них обнаружилась и «светлая сторона»: использование этих молекул в некоторых сигнальных путях клетки может привести к увеличению продолжительности жизни.

В статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism (Pan et al., Regulation of Yeast Chronological Life Span by TORC1 via Adaptive Mitochondrial ROS Signaling), группа исследователей из Йельского университета (США) рассказывают о том, как опасные кислородные радикалы продлевают жизнь дрожжам.

В клетках эукариотических организмов, от грибов до млекопитающих, есть универсальный сигнальный путь, связанный с протеинкиназой mTOR. Этот фермент участвует в регуляции клеточного размножения; если вокруг много питательных веществ, mTOR «подстёгивает» белоксинтезирующую машину клетки. Давно известно, что подавление работы комплекса mTOR продлевает жизнь клетки. Оказалось, что таким подавляющим действием на этот фермент обладают те самые активные формы кислорода, которые в изобилии продуцируются митохондриями. Клетки дрожжей, у которых искусственно стимулировали работу фермента, уничтожающего кислородные радикалы, жили меньше. В то же время исследователи отмечают, что на mTOR должно оказываться «целенаправленное воздействие» активными формами кислорода, чтобы клетки жили дольше, поскольку эти молекулы всё же являются довольно опасными соединениями.

Это не единственная работа, посвящённая полезным качествам активных форм кислорода; учёным уже известно об их благотворном воздействии на иммунную систему и потенциальной применимости при онкологических заболеваниях. Сигнальный путь, в котором участвует белок mTOR, существует у самых разных организмов: есть данные о том, что ингибирование этого фермента продлевает жизнь не только одноклеточным дрожжам, но даже мышам. Возможно, в наших руках в скором времени появится простой и эффективный «кислородный» инструмент, позволяющий удлинять жизнь собственным клеткам.

Подготовлено по материалам Йельского университета: Once Blamed for Aging, ROS Molecules May Actually Extend Life