21 Января 2015

Жить дольше – не значит жить лучше

Исследование, проведенное учеными медицинской школы университета Массачусетса, работающими под руководством профессора Хайди Тиссенбаум (Heidi A. Tissenbaum), показало, что долгоживущие генетически модифицированные нематоды Caenorhabditis elegans проводят бОльшую часть своей жизни в плохом состоянии здоровья и в преклонном возрасте демонстрируют меньшую активность и устойчивость к неблагоприятным факторам окружающей среды по сравнению с обычными особями. На основании этих данных авторы пришли к выводу, что гены, увеличивающие продолжительность жизни, не могут значительно увеличивать так называемую продолжительность здоровой жизни, что свидетельствует о необходимости оценки состояния здоровья модельных организмов при изучении механизмов их старения.

Достижения генетики и технологии позволили исследователям идентифицировать несколько групп генов, управляющих долголетием C.elegans – круглых червей, являющихся одной из наиболее популярных у генетиков животных моделей. Дальнейшие исследования показали, что эти гены имеют аналоги в геноме человека. При проведении подобных работ ученые придерживались допущения, что увеличение продолжительности жизни автоматически продлит период, в течение которого организм сохраняет хорошее состояние здоровья. Однако по ряду причин при проведении таких исследований тщательный анализ состояния здоровья модельных организмов, как правило, проводится только в относительно молодом возрасте, тогда как состоянием здоровья стареющих особей незаслуженно пренебрегают.

Авторы решили проверить достоверность допущения, согласно которому продление жизни равноценно продолжительному сохранению хорошего состояния здоровья. Для этого они разработали систему простых параметров, позволяющую оценивать состояние нематод по мере их старения.

Для своих экспериментов исследователи использовали четыре мутантных линии круглых червей (daf-2, eat-2, ife-2 и clk-1), живущих дольше обычных нематод. Результаты, полученные при изучении подвижности этих организмов на твердой поверхности и в жидкой среде, а также их устойчивости к высокой температуре и окислительному стрессу, сравнили с результатами, полученными в аналогичных экспериментах с обычными C.elegans.

Сравнение показало, что физическое состояние всех без исключения нематод ухудшалось по мере старения. Однако физическое угасание особей разных линий и оцениваемых параметров происходило с разной скоростью. В целом оказалось, что, по сравнению с особями дикого типа, физическая активность долгоживущих нематод-мутантов была снижена более чем на 50% на протяжении более значительной (в процентном отношении) части их жизни. За увеличенную продолжительность жизни черви этих линий расплачивались ослабленным болезненным состоянием.

На приведенных ниже графиках из дополнительных материалов к статье в PNAS показана продолжительность жизни нематод дикого типа и мутантных долгоживущих линий, а также периоды здоровья и старческой немощи (в днях и в процентах от максимальной продолжительности жизни) по четырём исследованным показателям.

 

Авторы отмечают, что занимающиеся изучением старения исследователи должны принять во внимание, что влияющие на продолжительность жизни гены совсем необязательно имеют отношение к продолжительности здоровой жизни. Судя по всему, существует отдельный неизученный на сегодняшний день комплекс генов, позволяющих некоторым людям сохранять хорошую физическую форму до весьма преклонного возраста. Поэтому при изучении вопросов старения продолжительность жизни не должна быть единственным оцениваемым параметром. В качестве отдельного не менее важного параметра должно выступать состояние здоровья.

Статья Ankita Bansal et al. Uncoupling lifespan and healthspan in Caenorhabditis eleganslongevity mutants опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Евгения Рябцева
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам EurekAlert!: Living longer, not healthier.

21.01.2015

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме