08 Декабря 2017

Super Mario и старческое слабоумие

Видеоигры повысили количество серого вещества в мозгу пожилых людей

Кристина Уласович, N+1

Видеоигры могут способствовать улучшению когнитивных способностей у людей старшего возраста, сообщают ученые в журнале PLoS ONE (Playing Super Mario 64 increases hippocampal grey matter in older adults). Эксперимент, в котором люди старше 55 лет играли в Super Mario 64 в течение полугода, показал, что количество серого вещества в их гиппокампе увеличилось. Эта область мозга участвует в консолидации памяти, то есть переходе кратковременной памяти в долговременную.

Уже много лет ученые спорят о влиянии видеоигр на человека. В то время как одни психологи говорят о том, что увлечение компьютерными играми способно повысить склонность к самоубийству, другие утверждают, что в некоторых случаях видеоигры помогают справиться с психическими зависимостями. Два независимых исследования, проведенные в 2014 и 2017 году, показали, что количество серого вещества в гиппокампе 20-летних людей коррелировало со временем, которое они проводили за логическими 3D-играми. В новой работе канадские ученые под руководством Грега Уэста (Greg West) решили выяснить, как видеоигры будут влиять на старшее поколение.

В эксперименте нейрофизиологов приняли участие 37 человек в возрасте от 55 до 75 лет. Все добровольцы были поделены на три группы: первая играла в Super Mario 64 по 30 минут в день 5 дней в неделю, вторая столько же времени посвящала занятиям на пианино, а третья, контрольная группа не выполняла никаких заданий. Исследование длилось полгода и проходило дома у участников.

Авторы работы оценивали результаты эксперимента двумя способами: с помощью когнитивных тестов и структурного МРТ-сканирования. Это позволило им увидеть изменения сразу в нескольких областях мозга – в дорсолатеральной префронтальной коре, которая контролирует планирование, принятие решений и волевой контроль; в мозжечке, который играет важную роль в контроле движений и баланса; в гиппокампе, центре пространственного и эпизодического восприятия.

МРТ-сканирование показало, что только у группы, которая играла в видеоигры, увеличился объем серого вещества в гиппокампе. Кроме того, у них также возрос объем серого вещества в мозжечке и улучшилась краткосрочная память. Тестирование также показало изменения у группы, игравшей на пианино: у них возрос объем серого вещества в мозжечке и в дорсолатеральной префронтальной коре. Подобных изменений в контрольной группе ученые не заметили.

По мнению нейрофизиологов, трехмерные видеоигры задействуют гиппокамп в создании когнитивной карты или умственного представления о виртуальной среде, которую исследует мозг. Некоторые исследования показывают, что стимуляция гиппокампа увеличивает как функциональную активность этой области мозга, так и количество серого вещества в ней. Напротив, если человек ничему не учится в старшем возрасте, то может возникать атрофия серого вещества – на это указывают результаты контрольной группы. 

Стоит сказать, что исследование ученых является скорее основой для будущих работ. Общее число испытуемых оказалось невелико, а группы, на которые были поделены участники, оказались неравными – самой маленькой оказалась как раз та, где люди играли в видеоигры. Будущие работы должны будут проверить результаты исследователей.

Ранее американские ученые пришли к выводу, что время, проводимое пожилыми людьми за компьютером, может служить средством ранней диагностики деменции, в частности, болезни Альцгеймера. Она поражает около шести процентов людей старше 65 лет и является основной причиной деменции (приобретенного слабоумия).

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме