Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • regenerativnaya-meditsina
  • vsh25
  • Vitacoin

«Эффект дверного проема»

Почему мы забываем, зачем пришли

Dronk.Ru, Geektimes по материалам Би-Би-Си: Tom Stafford, Why does walking through doorways make us forget?

Не правда ли, знакомая ситуация: встав с кресла и уверенно пройдя в соседнюю комнату с какой-то конкретной целью мы, переступив ее порог, вдруг осознаем, что начисто забыли, а зачем, собственно, туда пришли? Причина этого любопытного явления кроется в особенности работы механизмов нашей памяти. Ниже мы расскажем о феномене «эффекта дверного проема» (Doorway Effect).

doorway.jpg

На самом деле, ассоциация с дверным проемом — лишь частный случай более общего явления, проявляющего себя в нашей жизни в самых разных ситуациях. Достаточно вспомнить, как открывая холодильник, мы забываем, что, собственно, нам от него нужно. Или, к примеру, весьма распространенная ситуация, когда выслушивая собеседника, вы вынуждены оставлять свой вопрос на потом, ожидая, пока оппонент закончит свой монолог. А когда, наконец, представляется возможность прокомментировать сказанное, вы с удивлением и досадой обнаруживаете, что забыли все, о чем хотели сказать. Иногда в таких ситуациях восстановить цепочку удается, а иногда любые попытки разбиваются о непреодолимую преграду. Что же происходит в такой момент?

Оказывается, наше восприятие одновременно фиксирует происходящее вокруг на разных уровнях. Как в притче о трех строителях одной бригады, один из которых, по его убеждению, занимается тем, что кладет один кирпич на другой, второй строит стену, а третий создает храм. В действительности все они одновременно делают и одно, и другое, и третье. И наше внимание способно переключаться между различными уровнями восприятия, но в каждый отдельный момент времени находиться только на одном из них. Языком притчи, мы сконцентрированы на том, как кладем очередной кирпич, либо представляем процесс в его последовательности, или же думаем о конечной цели проделываемой работы. Если отработанного навыка кладки кирпича у нас нет, то мы полностью сконцентрированы на конкретном действии. По аналогии, водитель новичок, который плохо водит машину усиленно размышляет о том когда переключить скорость или нажать на педаль, в противовес профессионалу, который в пути сможет вполне комфортно побеседовать с пассажиром или оценить своеобразие местных достопримечательностей.

Описанная особенность нашего восприятия действительности имеет самое непосредственное отношение к «эффекту дверного проема», возникающего в тот момент, когда наше внимание блуждает между различными уровнями восприятия, зачастую задерживаясь не там, «где нам было нужно» еще совсем недавно. На примере с собеседником, приведенным выше. Вы намерены возразить оппоненту и ваше внимание всецело поглощено этой целью, но вынуждены мириться с тем, что собеседнику нужно дать договорить. В момент ожидания, когда вы начинаете усиленно искать способ вклиниться в беседу, поскольку оперативная задача изменилась, внимание переключается на другой уровень. Когда же долгожданная возможность высказаться, наконец, находится, вы обнаруживаете, что сказать уже и нечего, внимание на нужную волну переключить уже не удается.

Аналогичный механизм срабатывает и тогда, когда вы забываете, зачем вошли в комнату. К примеру, вам требуется взять ключи в дальней комнате вашего дома, чтобы отправиться в магазин напротив. Уровень «взять ключи» меняется на уровень «дойти до спальни», а по дороге вы еще замечаете оставленную кем-то накануне чашку, которую вы решаете отнести на кухню. То, что в этот момент ваше внимание несколько раз переключается с одного плана на другой вы не замечаете, но чем больше таких переключений происходило на пути в спальню, тем больше вероятность того, что дойдя до нее вы зададитесь вопросом: а зачем, собственно, я сюда шел?

Отыскать ответ на этот вопрос в таких ситуациях может помочь образное отматывание воображаемой «кинопленки» в обратном порядке, когда вы мысленно выходите из спальни и возвращаетесь назад тем же путем.

Научный термин «эффект дверного проема» был введен психологом из США Габриэлем Радванским (Gabriel A. Radvansky) в 2011 году, а поводом стали проведенные им эксперименты. Задача, стоящая перед участниками сводилась к перемещению между комнатами виртуального дома, созданного Родванским, и выполнению при этом различных заданий на запоминание. Эксперимент однозначно подтвердил: человек намного чаще забывает увиденное или услышанное после прохождения дверного проема. При этом он мог пройти такое же расстояние по большой комнате и сохранить в памяти поставленную цель, но стоило ему перейти из комнаты в комнату, информация «стиралась». Аналогичный эффект подтвердился и во втором эксперименте, проведенном уже в реальном доме. Ученый пришел к выводу, что дверной проем в данном случае играет роль очередного информационного эпизода, несущего для нашей памяти серьезную дополнительную нагрузку, осложняющую попытки вспомнить начальный посыл.

Зная, как работает «эффект дверного проема», мы сможем избежать подобных проблем в будущем. А столкнувшись с проблемой, достаточно пройтись мысленно или физически по главам своей памяти в обратном порядке пока нужное воспоминание не будет восстановлено.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
 07.06.2016

Читать статьи по темам:

память психология поведение Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад

Читать также:

«Лошадиная фамилия» – не симптом старческого слабоумия

Хотя феномен «вертящегося на языке» слова действительно связан со старением, не стоит считать его сигналом надвигающегося слабоумия и проблем с памятью.

читать

В здравом уме и трезвой памяти

Скорость снижения интеллектуальных способностей людей в пожилом возрасте на 24% обусловлена множеством небольших различий в геноме.

читать

О пользе вредных привычек

Новые исследования британских ученых показывают, что многие из наших не самых лучших привычек могут быть полезными для нашего же здоровья.

читать

Позаботься о детях – требуй повышения!

Хороший заработок родителей достоверно связан со здоровьем, образованием и, в свою очередь, положением их детей. Бедность же, напротив, приводит к постоянному физиологическому стрессу, снижению рабочей памяти и плохой успеваемости в детском саду и школе.

читать

Эпигенетика: память по наследству?

Эпигенетические процессы влияют на риск возникновения целого ряда болезней, в том числе и рака. Некоторые ученые даже полагают, что эпигенетика связана с заболеваниями сильнее генетики. Недавно американские ученые опубликовали результаты двух экспериментов, которые продемонстрировали возможность эпигенетического наследования навыков, приобретенных в процессе обучения.

читать