18 Марта 2021

Опасная осторожность

Почему применение вакцины AstraZeneca лучше возобновить

Ирина Якутенко, Forbes, 18.03.2021

Решение европейских политиков приостановить вакцинацию после сообщений о подозрительных осложнениях на первый взгляд кажется ответственным и предусмотрительным. Но на самом деле – как раз на фоне начала новой волны пандемии – оно лишает миллионы людей права на вакцину, считает молекулярный биолог и научный журналист Ирина Якутенко.

Пандемия продолжается уже больше года, и никаких намеков, что вирус в ближайшее время уйдет, нет. Половина мира сидит на карантинах разной степени жесткости, но, несмотря на это, неотвратимо поднимается третья волна заболевания, а скорость прививочной кампании по-прежнему вызывает недоумение, местами переходящее в отчаяние. На этом фоне приостановка крупнейшими странами Европы вакцинации препаратом от компании AstraZeneca выглядит особенно впечатляюще.

«Мы принимаем такое решение не сами, а следуя рекомендациям Института Пауля Эрлиха (ведомство, которое в Германии отвечает за проверку и разрешение вакцин. – Forbes)» – так объяснил мотивы своего правительства министр здравоохранения Германии Йенс Шпан. Но сейчас ссылка на уважаемое исследовательское учреждение выглядит неуместным оправданием.

Пандемия – чрезвычайная ситуация, разрушительно влияющая не только на здоровье людей, но и на экономики государств. Такие ситуации – прямая сфера ответственности политиков, и они должны разрешаться с учетом всех имеющихся факторов, а не только научных или медицинских соображений. И в нынешних обстоятельствах эти факторы, безусловно, перевешивают в пользу решения о продолжении вакцинации.

Экзотическое осложнение Беспокойство врачей, наблюдающих за ходом прививочной кампании, вызвали случаи очень редкого тромботического осложнения, развившегося в течение примерно двух недель после прививки в сочетании с другой редкой патологией – падением числа тромбоцитов, элементов крови, обеспечивающих ее свертывание. Другими словами, у людей одновременно проявились два противоположных нарушения: одно связано с повышением свертываемости крови, другое – с уменьшением. Такое иногда бывает на поздних стадиях заболеваний, связанных с массовым образованием тромбов: организм тратит тромбоциты на формирование ненужных кровяных сгустков. Вряд ли сочетание осложнений, обнаруженных у привитых вакциной от AstraZeneca, случайно, вероятнее всего, между ними есть связь.

Тромбоз синусов твердой мозговой оболочки – так называется обнаруженное редкое осложнение – известен давно. Частота этого расстройства, при котором из-за тромбов перекрываются сосуды, отводящие кровь от мозга, в европейской популяции составляет 3-4 случая на миллион человек в год, то есть это весьма экзотическое состояние. Причины его неясны, но судя по всему, триггерами являются не столько внешние воздействия, сколько определенные индивидуальные особенности пациентов, в том числе склонность к образованию тромбов, серьезные аутоиммунные воспалительные заболевания вроде системной красной волчанки, а также женский пол, недавние роды и прием контрацептивов. К закупорке отводящих кровь от мозга сосудов могут приводить некоторые инфекции и травмы головы, но в абсолютном большинстве речь идет о сочетании нескольких факторов.

Другими словами, речь идет о специфическом расстройстве, крайне редко возникающем у определенной категории людей, в первую очередь у нестарых женщин. Шесть из семи немецких пациентов, у которых обнаружили эту патологию, – женщины от 20 до 50 лет.

При этом среди 10,7 млн привитых вакциной AstraZeneca в Великобритании частота любых тромботических осложнений оказалась даже ниже, чем в популяции в целом. Явное противоречие объясняется тем, что основные привитые в Великобритании – пожилые и очень пожилые люди. Хотя в континентальной Европе жители в возрасте также входят в первую группу по приоритету вакцинации, многие страны больше прививали вакциной от AstraZeneca относительно молодых медиков, так как для пожилых уже были зарезервированы дозы вакцин от Pfizer/BioNTech и Moderna. Кроме того, в целом ряде стран, например в Норвегии, Дании, Нидерландах, Испании и других, вакцина так и не успела получить разрешение на использование у людей старше 65 лет, хотя Европейское медицинское агентство одобрило препарат для всех возрастных групп старше 18 лет.

Поэтому на континенте выборка получивших вакцину от AstraZeneca заметно отличается от британской. Это относительно молодые люди, преимущественно медицинский персонал и сотрудники многочисленных европейских домов престарелых, больше половины которых – женщины. Иначе говоря, в странах Евросоюза прививку получили именно те группы людей, для которых риск тромбоза синусов твердой мозговой оболочки максимален. Переносить результаты, полученные на этой выборке, на популяции в целом нельзя. Тем более нельзя их переносить на пожилых: для них риск выявленной патологии практически отсутствует, зато риск тяжелого течения и смерти от COVID-19 огромен.

Пауза в пользу вируса Лишая этих людей возможности получить свою дозу вакцины, политики радикально увеличивают их шансы заразиться и умереть. Кроме того, пауза в вакцинной кампании неизбежно приведет к затягиванию режима ограничений или резкому росту числа новых случаев, в том числе тяжелых, вследствие преждевременного выхода из карантина. Оба варианта не только крайне негативно скажутся на экономике, но и приведут в итоге к куда большему количеству смертей, чем от осложнений при тромбозе.

Нежелательные побочные явления есть у любых лекарств, в том числе самых популярных, вроде аспирина или противозачаточных таблеток. Их наличие – не повод запрещать тот или иной препарат. В медицине в принципе не существует бинарных оценок в духе «хорошо» или «плохо», это всегда оценка соотношения между возможным риском и предполагаемой пользой.

Такой подход не означает, что нужно игнорировать тревожные сообщения. Необходимы исследования, чтобы выяснить причину таких явлений и, возможно, оптимизировать схему применения препарата так, чтобы максимально снизить долю риска. В случае вакцины от AstraZeneca, даже если выяснится, что именно ее использование стало триггером к развитию осложнений, польза на много порядков превосходит риски, которые остаются крайне редкими. Чтобы еще уменьшить их, можно пересмотреть порядок распределения вакцин, прививая этим препаратом людей старшего возраста. Возможно, в процессе изучения обнаружатся другие факторы, повышающие вероятность развития этой патологии, например какое-то сопутствующее заболевание.

Решение приостановить вакцинацию, руководствуясь сообщениями о подозрительных осложнениях, на первый взгляд кажется ответственным и предусмотрительным. Но это невероятно упрощенный и очень опасный взгляд. В реальности, в которой Европа уверенно входит в третью волну пандемии, больницы постепенно вновь заполняются пациентами с осложнениями коронавируса, а экономика и психика людей с трудом выдерживают бесконечные карантины, лишать вакцины миллионы людей на основании возможных крайне редких осложнений максимально безответственно.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме