Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • OpenBio-2022
  • regenerativnaya-meditsina
  • vsh25

Компьютер против зомбоящика

Использование компьютера в старости снизило риск деменции

Сергей Задворьев, N+1

Использование компьютера в возрасте 60–69 лет понижает риск деменции на 15 процентов, а просмотр телевизора — повышает на 24 процента. К таким выводам пришли американские эпидемиологи, изучив данные 146 тысяч жителей Великобритании. Результаты исследования опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (Raichlen et al., Leisure-time sedentary behaviors are differentially associated with all-cause dementia regardless of engagement in physical activity).

У гиподинамии и деменции есть обоюдная связь: с одной стороны, низкая физическая активность повышает риск когнитивных нарушений. С другой, на фоне утраты памяти, внимания, воли и навыков бытовая активность человека закономерно снижается.

В сидячем положении человек обычно тратит менее полутора величин основного обмена. Но при этом сидячий досуг может быть когнитивно пассивным (просмотр телевизора) или активным (чтение, настольные игры или компьютер). Некоторые ранее проведенные исследования показывали, что риски сердечно-сосудистых заболеваний при них отличаются, хотя уровень энергозатрат и кажется сопоставимым. Есть данные о том, что люди, предпочитающие отдых за компьютером, лучше выполняют тесты на уровень интеллекта, чем предпочитающие телевизор. Но это касается однократных тестов, а данных о долгосрочных рисках развития деменций у людей, предпочитающих разные типы пассивного отдыха, до настоящего времени не было.

Чтобы понять, различаются ли риски, связанные с разными видами гиподинамии, эпидемиологи из университетов Техаса и Южной Калифорнии во главе с Джин Александер (Gene Alexander) ретроспективно изучили данные 146 тысяч человек, зарегистрированных в биобанке Великобритании и исходно не имевших деменции.

На момент включения в реестр (в 2006–2010 годах) всем обследованным было от 60 до 69 лет. За период наблюдения в 11,87 ± 1,17 года было зарегистрировано около 3,5 тысячи случаев деменции. Благодаря всеобъемлющему характеру данных в биобанке, исследователи смогли учесть большой набор демографических показателей, спектр вредных привычек, сопутствующие заболевания, социальное окружение, характер питания и наличие генетической предрасположенности к болезни Альцгеймера (неблагоприятной аллели гена APOE4). На этапе включения в реестр у всех участников узнавали уровень физическй активности и предпочтения в плане пассивного отдыха. В среднем обследованные смотрели телевизор 3,39 ± 1,86 часа в день, за компьютером проводили 0,93 часа в день (нижняя граница среднего терциля — 0,5 часа, верхнего — один час).

После поправки на сопутствующие факторы физическая активность (ОР 0,96, 95% ДИ 0,94–0,99, p=0,015) и использование компьютера (ОР 0,85, 95% ДИ 0,81–0,90, p<0,0001) оказались антириск-факторами деменции. Просмотр телевизора, наоборот, повышал риск деменции почти на четверть (ОР 1,24, 95% ДИ 1,15–1,32, p<0,0001). Чем больше времени проводил человек проводил у телевизора (p<3×10-6) или за компьютером (p<3×10-11), тем сильнее было влияние фактора на риск деменции.

Чтобы проверить, не вызвано ли различие тем, что среди смотревших телевизор исходно больше недиагностированных больных деменцией, авторы тдельно проанализировали данные тех, у кого деменцию выявили после пяти лет от начала наблюдения (обычно примерно столько проходит от появления признаков сенильной деменции до постановки диагноза). После пересчета данных влияние разных типов пассивного отдыха на когнитивное здоровье осталось прежним вплоть до таких же коэффициентов отношений риска. Поправка на уровень физической активности тоже не изменила характер влияния телевизора и компьютера.

Таким образом, заключают авторы исследования, оказалось важно не только учитывать сам факт гиподинамии, но и то, чем человек при этом занимается. Ученые предложили вероятные объяснения разнице между компьютером и телевизором.

Во-первых, возможно, дело в физической активности. Сравнение энергозатрат при разных видах сидячего образа жизни показывает, что просмотр телевизора и печатание для человека неравноценны, а, к примеру, разница в энергозатратах при игре в видеоигры на консоли и при просмотре телевизора и вовсе может достигать полутора раз. Кроме того, наиболее популярные телевизионные программы приходятся на вечернее время, а их просмотр часто сопровождается поздним приемом пищи, что усугубляет метаболические нарушения. Во-вторых, взаимодействие с пользовательским интерфейсом компьютера является по сути простой когнитивной тренировкой.

Впрочем, разница в количестве потраченной энергии оказывается довольно невелика, а данные о влиянии когнитивных тренировок на течение деменций противоречивы, так что причины столь большой разницы в заболеваемости еще предстоит выяснить в будущем. А пока можно использовать полученные данные при разработке социальной политики и при консультировании пациентов для снижения распространенности инвалидизирующих заболеваний.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru


Читать статьи по темам:

компьютеры старческое слабоумие профилактика Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад

Читать также:

ИИ предвидит деменцию

Искусственный интеллект может определить, у кого в течение двух лет разовьется деменция, с точностью в 92%.

читать

Побеседуй со мной

Для диагностики старческого слабоумия японские ученые предлагают поговорить с ИИ, который вынесет вердикт за три минуты.

читать

Super Mario и старческое слабоумие

У людей старше 55 лет, которые полгода играли в Super Mario 64, увеличилось количество серого вещества в гиппокампе.

читать

Помогают ли видеоигры от старческого слабоумия?

Ученые планируют установить, способны ли видеоигры позитивно влиять на мыслительные процессы пожилых людей, и если да – написать рекомендации для разработчиков терапевтических видеоигр и создать прототип такой игры.

читать

Старикам и старушкам – развивающие игрушки

Дальнейшие испытания позволили усовершенствовать изобретение, его интерактивный игровой стол и информационный дисплей, а так же сформировать комплект из 20 компьютерных игр, которые тренируют и регулируют важнейшие умственные навыки, стимулируют социальное восприятие. Эти игры, кроме прочего, увлекательны и сами по себе.

читать