• TechWeek
  • Биомолтекст2020

Молодые старые мыши

Представлена животная модель редчайшего генетического заболевания
Дмитрий Сафин, Компьюлента

Биологи из США и Сингапура смоделировали на мышах прогерию – заболевание, симптомы которого напоминают признаки старения, проявляющиеся гораздо раньше обычного срока.

Первый случай прогерии (синдрома Гетчинсона-Гилфорда) был описан в 1886 году. Больные дети при рождении ничем не отличаются от остальных, но вскоре рост ребёнка резко замедляется, а признаки преждевременного старения становятся всё более заметными. Каждый год жизни больного примерно соответствует одному десятилетию у здорового человека. Средний возраст детей с прогерией на момент смерти, причиной которой чаще всего становится прогрессирующий атеросклероз, составляет 13 лет.

Больной прогерией в трёхлетнем возрасте (фото Jasmine Goldband).

Прогерия развивается в результате мутации в гене LMNA, который кодирует белок ламин А, участвующий в образовании ядерной ламины.

(Ядерная ламина – жесткая волокнистая структура, подстилающая мембрану клеточного ядра. У позвоночных она состоит в основном из ламинов А, В и С – ВМ.)

«Усечённая» версия ламина А, так называемый прогерин, не может адекватно выполнять свои функции, в результате чего ядра клеток деформируются.

Авторы изучали мутацию в LMNA, которая у людей вызывает мышечную дистрофию и кардиомиопатию. Как оказалось, у мышей такая же мутация соответствует состоянию, очень похожему на прогерию. Животные получают «усечённый» ламин А, в результате чего клетки соединительной ткани перестают выделять вещества внеклеточного матрикса и делиться, а затем погибают. Однако при исследовании эмбриональных клеток обнаружить подобные изменения не удалось. В этом авторы видят ещё одно сходство с прогерией, которая проявляется не сразу. У мышей отмечались и характерные для прогериии аномалии в развитии черепа, склеродермия, облысение и потеря подкожного жира.

Биологи также показали, что изменение уровня экспрессии генов, кодирующих белки внеклеточного матрикса, связано с дефектами известного сигнального пути Wnt. «Полученные нами результаты свидетельствуют в пользу того, что прогерия – это «заболевание» внеклеточного матрикса соединительной ткани, которое приводит к отклонениям в развитии скелета, зубов, кожи и сосудистой сети, – заключает руководитель группы исследователей Колин Стюарт, представляющий сингапурский Институт медицинской биологии. – Если причиной здесь действительно являются дефекты сигнального пути Wnt, мы, вероятно, сможем найти способы борьбы с прогерией».

Полная версия отчёта (Functional coupling between the extracellular matrix and nuclear lamina by Wnt signaling in progeria) опубликована в журнале Developmental Cell.

Подготовлено по материалам Cell Press: New insight into 'accelerated aging' disease

15.09.2010

генетически модифицированные животные мутация наследственные болезни старение Версия для печати

Болезни растут, как на дрожжах

Биологи из Университета Техаса опубликовали обзор работ по изучению природы различных заболеваний человека на модельных организмах – не только на уже привычных трансгенных мышах, но и на лягушках, растениях и даже дрожжах.

Друзья и враги лабораторных животных

Мы находимся на территории животноводческой фермы, поддерживающей поголовье лабораторных мышей, крыс и хомяков…

Слепые начинают ходить без палочек. И без колбочек

С помощью генной инженерии удалось доказать, что видеть можно без колбочек и палочек: их роль, хоть и не очень хорошо, способны выполнять ганглиозные клетки сетчатки.

Генетически модифицированные мыши нетрадиционной ориентации

Вряд ли изучение мышей, которые после удаления всего одного гена превратились в «лесбиянок», позволит объяснить причины гомосексуализма у женщин. Но наверняка эти мыши помогут понять биологические основы сексуальной ориентации.

Мыши научат коров доиться сливками?

Начавшиеся в США опыты с трансгенными мышами должны помочь выяснить, что же влияет на жирность молока.

Генетически модифицированные крысы с человеческими болезнями

Новый метод создания генетически модифицированных крыс предоставляет огромные преимущества для изучения наследственно обусловленных болезней и других биомедицинских исследований.