26 Апреля 2017

Пожилые люди и программирование

Первое исследование

Юлия Коровски, ХХ2 век, по материалам UC San Diego: Geeking Out in the Golden Years

Филип Го (Philip Guo) увлёкся программирование в старших классах. Теперь Го – учёный-когнитивист из Калифорнийского университета в Сан-Диего (University of California, San Diego) – хочет разделить свою страсть с новой аудиторией. И это не школьники и не студенты колледжа: Го интересуют люди старше 60 лет. Учёный провёл первое исследование, посвящённое тому, как пожилые люди учатся программированию (Older Adults Learning Computer Programming: Motivations, Frustrations, and Design Opportunities). Он узнал, что их мотивирует, что мешает и как сделать процесс более эффективным и интересным.

Зачем учить старшее поколение писать код? Го объясняет: чем дальше, тем больше увеличивается продолжительность жизни. Число пожилых людей быстро растёт, и по оценкам ООН к 2030 году они будут составлять 25% населения Северной Америки и Европы и 19% населения Земли. Но большинство учебных программ нацелены на молодых людей, и Го хочет это изменить. Он считает, что востребованные навыки должны быть доступны большему количеству людей. «Компьютеры – везде, и цифровая грамотность приобретает всё большее значение, – говорит учёный. – Однажды, 1000 лет назад, большинство людей не могли читать и писать – это умели только монахи и избранные профессионалы. Я думаю, что в будущем людям так же нужно будет читать и писать на языке компьютеров».

Го опросил пользователей своего сайта pythontutor.com. Python Tutor («Учитель языка Python») помогает людям, которые обучаются программированию, визуализировать код – он показывает, что компьютер делает с каждой строкой. На данный момент сайтом воспользовались уже 3,5 миллиона человек из 180 стран, в их числе – учащиеся массовых открытых онлайн-курсов (МООК).

Название сервиса может ввести в заблуждение: Python Tutor уже давно работает с Java, JavaScript, Ruby, C и C++.

В опросе приняли участие 504 человека из 52 стран в возрасте от 60 до 85 лет. Некоторые уже вышли на пенсию или работали неполную смену, другие продолжали трудиться в прежнем режиме.

 Geeking.jpg

Го выяснил, что мотивация большинства участников исследования так или иначе связана с возрастом. 22% пытались наверстать упущенные в юности возможности, 19% рассматривали программирование как способ тренировки мозга, 5% хотели найти общий язык с молодыми родственниками. 14% получали образование в рамках занимаемой должности, 9% надеялись «улучшить перспективы трудоустройства». Некоторые занимались просто для себя: 19% хотели воплотить в жизнь какой-то проект, 15% программировали просто для развлечения, а 10% просто было любопытно. 8% хотели впоследствии обучать других.

Многие респонденты (21%) жаловались на неумение педагогов объяснять материал. Они рассказывали о резких перепадах уровня сложности, о том, что учителя приводят мало примеров, слишком часто используют технический жаргон и объясняют «как», а не «почему». 6% отметили, что уроки часто не имеют применения в реальном мире; им бы хотелось решать практические задачи, а не слушать рассказы об абстрактных концепциях. 74-летний врач на пенсии написал «Большинство учебных материалов делают люди, которые умеют программировать, но, кажется, не обучались педагогике». Среди других проблем упоминали ухудшение когнитивных способностей (12%), недостаток свободного времени (11%) и личного общения с учителями и сокурсниками (10%).

На основе результатов опроса Филип Го предлагает разработать учебные программы, ориентированные на пожилых людей. Он советует преподавателям часто повторять пройденный материал, приводить много примеров, с помощью видеочатов устраивать индивидуальные консультации и семинары. Контекст тоже имеет значение  – лучше всего оформлять уроки так, чтобы они были связаны с тем, что волнует студентов. Например, пожилые люди могли бы работать над программами, которые собирают и хранят информацию о здоровье. Важно использовать терминологию, которую слушатели понимают и учитывать, что в категории «пожилые» могут оказаться очень разные люди, с разными способностями и возможностями. В рекламе таких курсов нужно подчёркивать, что они созданы специально для конкретной возрастной группы, но лучше обойтись без покровительственного тона – опросы показали, что ученики старшего возраста гордятся своими интересами и технической продвинутостью, и покровительственный тон может их оттолкнуть. Другой вариант – переосмыслить уроки и подать их как игры для тренировки мозга, очень популярные среди старшего.

«Когда люди старшего возраста имеют доступ к программированию, это имеет ряд социальных последствий, которые не ограничиваются компьютерной грамотностью, – говорит Филип Го. – Они включают в себя интересную ментальную стимуляцию, хорошо оплачиваемую работу из дома и так далее».

Учёный уверен: если пожилые люди начнут осваивать код, мы все от этого только выиграем.

Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
 26.04.2017

Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме