13 Апреля 2018

Немного приукрасили

Страшилка под заголовками вроде «Даже одна бессонная ночь может привести к болезни Альцгеймера» разлетелась по мировым и российским СМИ с подачи не только жёлтых газет, но и из приукрашенных пересказов публикации в научно-популярном издании New Scientist с более корректным заголовком «One bad night’s sleep may increase levels of Alzheimer’s protein» (Одна бессонная ночь может повысить уровни белка Альцгеймера). Британская национальная служба здравоохранения (NHS) подробно объяснила, что тут не так.

* * *

Исследование, которое вызвало такую шумиху, проводилось всего на 20 добровольцах и длилось в течение двух суток. Ни один из участников не страдал болезнью Альцгеймера. Исследование состояло из двух этапов: в первую ночь испытуемым позволили спать ночью столько времени, сколько им хотелось, а во вторую им не давали спать всю ночь. После каждой ночи у них с помощью позитронной эмиссионной томографии и флорбетабена – радиофармацевтического препарата для диагностики болезни Альцгеймера – определили количество бета-амилоида в головном мозге. Известно, что этот белок, накапливаясь, образует бляшки, которые повреждают нейроны и вызывают болезнь Альцгеймера. Но корреляция между количеством самого бета-амилоида, а не бляшек, и риском болезни Альцгеймера не подтвердилась ни в одном исследовании. Тем более, если речь идет о кратковременном повышении бета-амилоида – а в исследовании описывается именно оно.

По результатам исследования после бессонной ночи уровень бета-амилоида в мозге был в среднем на 5% выше, чем после полноценного сна. Эта цифра не доказывает, что бета-амилоид продолжает накапливаться далее – никаких данных более длительного наблюдения нет.

Мы не отрицаем пользу полноценного сна – он, безусловно, необходим для физического и психического здоровья. Но принимать всерьез выводы относительно риска болезни Альцгеймера, полученные в двухдневном маленьком исследовании, как минимум, легкомысленно.

Как все началось?

Исследование было проведено сотрудниками Национальных институтов здоровья (National Institutes of Health, США) и Йельской медицинской школы (Yale School of Medicine, США). Результаты были опубликованы в авторитетном американском журнале PNAS (Proceedings of the National Academy of Sciences). Британские СМИ с необоснованно тревожными заголовками исказили смысл исследования.

Если бы риск Альцгеймера зависел от бессонных ночей, то заболеваемость бы была просто невероятной. Кто из нас не грешен и не провел хоть одну ночь вне постели, общаясь с друзьями или просматривая любимый сериал? Для некоторых людей, например, молодых родителей, бессонные ночи вообще становятся нормой существования на несколько лет.

Как проводилось исследование?

Это было экспериментальное исследование: ученые определили изменения до и после вмешательства.

Для того чтобы можно было сделать какие-то выводы, дизайн исследования должен быть другим. Длительность наблюдения нужно увеличить, чтобы иметь возможность оценить дальнейшие колебания количества бета-амилоида в головном мозге. Эксперимент стоило бы усложнить: например, добавить в исследование еще несколько полноценных ночей после одной бессонной. Вполне вероятно, что после них показатели бета-амилоида приходят в норму.

Идеально подошло бы рандомизированное контролируемое испытание (РКИ), когда примерно идентичных по полу и возрасту участников случайным образом распределяют в две группы (опытную и контрольную) и наблюдают за различиями показателей между ними в зависимости от количества сна.

Но даже такой дизайн исследования не дал бы достоверных результатов, потому что для идентификации факторов риска нужна более масштабная работа – когортное исследование. Оно проводится с участием большого количества людей (сотни или тысячи) и длится продолжительное время (не один год). В ходе исследования в определенные интервалы времени нужно проводить регулярные оценки количества сна и уровня бета-амилоида в головном мозге, а потом пытаться доказать или опровергнуть определенную связь между ними.

Кто участвовал в исследовании?

20 здоровых добровольцев в возрасте от 22 до 72 лет (средний возраст 40 лет). В исследование не включали тех, кто имел какие-то физические или психические отклонения, в том числе вредные привычки. Исключали тех, кто постоянно принимал лекарства, недавно получал седативные препараты и обезболивающие.

Каждому участнику исследования было проведено сканирование головного мозга после ночи полноценного сна и после бессонной ночи. Полноценным считался сон с 10 часов вечера до 7 часов утра. Медсестра каждый час контролировала, спит испытуемый или нет.

Бессонная ночь – это бодрствование с 8 часов утра и до 13-30 следующего дня. Медсестра также контролировала участников каждый час. Участникам запретили употреблять любые напитки, содержащие кофеин. После полуночи прием пищи был запрещен до утра.

Кроме определения уровня бета-амилоида в головном мозге было проведено анкетирование, в котором участникам предложили ответить на вопросы о случаях заболевания болезнью Альцгеймера среди кровных родственников.

Результаты исследования

Авторы сравнили показатели сканирования мозга после полноценного сна и бессонной ночи. Они выявили разницу количества бета-амилоида: во втором случае он был на 5% выше. Но это средний показатель, если сравнивать отдельных людей, разница сильно колебалась. Она не зависела от пола, возраста или наследственности. Настроение после бессонной ночи в целом было хуже. Чем больше изменился уровень бета-амилоида, тем более разбитым чувствовал себя человек.

Как исследователи интерпретировали результаты?

Авторы назвали результаты исследования «предварительным доказательством» недостаточного сна как фактора риска повышения количества бета-амилоида в головном мозге. Они написали, что повышение качества сна может быть одним из способов предупредить болезнь Альцгеймера.

Авторы признают, что невозможно определить, способен ли накопившийся бета-амилоид образовывать нерастворимые бляшки, которые и повреждают ткань мозга, или он вымывается из организма.

Выводы

Исследование имеет много ограничений. Его значение – помощь в формировании гипотезы, которую необходимо проверять в более качественных и крупных работах. Никаких клинических выводов на его основе делать не стоит. Тем более что речь идет об отнесении отсутствия сна в категорию факторов риска болезни Альцгеймера.

Существенный недостаток исследования – количество и подбор участников. Их было всего 20, ни один из них не имел признаков возрастного слабоумия. Кроме того, по результатам всего двух измерений невозможно определить взаимосвязь незначительного повышения бета-амилоида с отсутствием полноценного сна.

Мы не знаем:

  • как изменяется уровень бета-амилоида изо дня в день;
  • накапливается ли бета-амилоид после неоднократных бессонных ночей;
  • разовьется у кого-нибудь из участников болезнь Альцгеймера или нет;
  • существует ли связь бета-амилоида с другими факторами;
  • может ли кратковременное повышение количества бета-амилоида действительно повысить риск болезни Альцгеймера.

Также стоит отметить, что лишение сна в рамках исследования было довольно экстремальным: участники бодрствовали около 31 часа. В обычной жизни бессонница редко затягивается на столь продолжительный период.

Болезнь Альцгеймера, несмотря на распространенность и интерес исследователей, к сожалению, остается недостаточно изученной. Это исследование тоже не дает ответа на вопрос о возможных причинах болезни.

Аминат Аджиева, портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам NHS: Don't lose sleep over reports that one bad night can spark dementia.


Нашли опечатку? Выделите её и нажмите ctrl + enter Версия для печати

Статьи по теме