Подписаться на новости
  • Сенатор
  • ООО "Ай Вао"
  • AI
  • medtech
  • ММИФ-2018
  • Главная
  • Новости
  • Краткосрочный стресс ухудшает память и способность к обучению

Краткосрочный стресс ухудшает память и способность к обучению

Специалистам уже давно известно, что сильный стресс, длящийся в течение нескольких недель или месяцев, может нарушить взаимодействие между клетками регионов мозга, отвечающих за обучение и память. Ученые университета Калифорнии, работающие под руководством доктора Tallie Z. Baram, впервые установили, что краткосрочный стресс обладает аналогичным эффектом.

Стресс является неотъемлемой частью нашей жизни, поэтому открытие может сыграть важную роль в разработке новых препаратов для предотвращения нежелательных эффектов стресса, кроме того, оно объясняет забывчивость и трудности в запоминании информации, испытываемые некоторыми людьми в стрессовых ситуациях.

Ученые идентифицировали ранее неизвестный процесс, ведущий к развитию пагубных эффектов стресса. Они установили, что острый стресс активирует синтез кортиколиберинов – нейрогормонов, способствующих выработке нейронами передней доли гипофиза адренокортикотропного гормона, который стимулирует синтез и секрецию гормонов коры надпочечников, в т.ч. основного «гормона стресса» – кортизола. Это активирует защитные системы организма, помогая ему справиться со стрессорным воздействием, но действие кортиколиберинов нарушает процесс запоминания и сохранения информации в мозге.

Обучение и запоминание происходит благодаря функционированию синапсов, представляющих собой контакты между специализированными отростками нейронов – дендритными шипиками.

В экспериментах на крысах и мышах исследователи показали, что высвобождение кортиколиберинов гиппокампом – основным центром памяти и обучения – ведет к быстрому разрушению этих дендритных шипиков, что ухудшает способность к запоминанию и хранению информации.

При этом блокирование взаимодействий между кортиколиберинами и их рецепторами устраняет вызываемые стрессом повреждения дендритных шипиков клеток гиппокампа, обеспечивающих процессы обучения и запоминания.

Кроме того, ученым удалось воспроизвести эффекты стресса на дендритные шипики с помощью небольших доз синтетического кортиколиберина, внесение которого в культуру в течение нескольких минут приводило к исчезновению дендритных шипиков, которые восстанавливались при устранении кортиколиберина.

Авторы также отмечают, что в настоящее время в процессе разработки находятся препараты, блокирующие рецепторы к кортиколиберинам, которые со временем могут лечь в основу новых методов лечения нарушений памяти и связанных со стрессом проблем с обучением.

Портал «Вечная молодость» www.vechnayamolodost.ru по материалам ScienceDaily

17.03.2008

Версия для печати
Ошибка в тексте?
Выдели ее и нажми ctrl + enter
назад