Гиаматрикс – почти живая кожа
Вторая кожа
Юлия Гордиенко, журнал «Секрет Фирмы» № 5-2010
Опубликовано на сайте Nanonewsnet
Прежде, чем читать эту хвалебную статью, посмотрите, чем закончилась история с «Гиаматриксом» и карьера его изобретателя – ВМ.
Изобретатель искусственной биокожи Рамиль Рахматуллин утверждает, что через несколько лет сможет выращивать компоненты внутренних органов человека. У него, конечно, вряд ли получится воспроизвести руку или ногу, но вот фрагмент печени или поджелудочной железы – вполне. Пока же он занимается восстановлением наружных покровов.
Изобретение Рамиля Рахматуллина – биопластический материал «Гиаматрикс» (гибкая пластинка, основанная на биополимере гиалуроновой кислоты) – при нанесении на ожог или рану не только закрывает поврежденный участок, фактически прилипая к нему, но и помогает скорейшему заживлению, по мере которого рассасывается. Способность растворяться внутри раны позволяет избежать болезненных для ожоговых больных перевязок. Таким свойством, по словам Рахматуллина, не обладает больше ни одна биокожа в мире.
В 2008 году Федеральный фонд содействия развитию малых форм предпринимательства в научно-технической сфере в рамках программы «Старт» вложил в биокожу 2,25 млн руб. А в декабре 2009-го у проекта появился частный инвестор, предприниматель Олег Поздняков, вложивший в биокожу около 15 млн руб. К осени, когда Рахматуллин надеется завершить переговоры с госкорпорацией «Роснано», речь пойдет о более серьезных инвестициях – 250 млн руб. На эти деньги на базе Оренбургского государственного университета, который тоже получит долю в проекте, он планирует построить полный цикл производства биокожи – от сырья до конечного продукта – около 150 тыс. пластинок биокожи размером 10х15 см в год.
По оценке исследовательской компании «Фармэксперт», в 2008 году рынок искусственных заменителей кожи человека в России составлял $40-50 млн, при этом потенциально рынок может прибавлять по 30% в год. Сдерживающий фактор – высокая стоимость продукции. Наиболее успешная разработка в этой сфере – полимер на основе химически модифицированной гиалуроновой кислоты HYAFF (производится медико-биотехнологическим концерном Tissue Tech), который, по данным «Фармэксперта», в том же 2008 году занимал половину российского рынка. Упаковка HYAFF площадью 75 кв. см стоит около $135, в то время как Рамиль Рахматуллин собирается продавать 150 кв. см «Гиаматрикса» за $40.
Пока главная проблема проекта Рахматуллина – в отсутствии необходимых медицинских сертификатов. Компания их получит, по оптимистичным оценкам, в 2010 году, по пессимистичным – в 2011-м. Рахматуллин, однако, не теряет времени даром: в ноябре прошлого года он вывел на рынок косметический антивозрастной препарат – пептидный комплекс на основе все той же гиалуроновой кислоты. В месяц Рахматуллин производит 3-5 тыс. флаконов по средней цене $30, которые продает через аптеки в Оренбурге, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге.
В марте Рахматуллин запустил в продажу косметический вариант биокожи (она немного тоньше и меньше по площади, а также требует более простой процедуры сертификации) для пластической хирургии, дермабразии (шлифовка лица) и пилинга, закупать которую будут в основном салоны красоты. Главные же потребители классического «Гиаматрикса» – больницы и МЧС, с которыми у ученого уже сейчас, в ожидании документов, подписаны декларации о намерениях и оговариваются объемы поставок. Затем товар появится и в аптеках: пользоваться продуктом нанотехнологий, обещает Рахматуллин, будет так же просто, как пластырем.
Владимир Григорашенко, директор по развитию венчурных проектов УК «Альфа-капитал»:
– Это компания из фармацевтической отрасли, и барьеры входа здесь высокие. На первый взгляд, проект привлекательный для вложения средств. Однако стоит помнить о рисках, которые в первую очередь связаны с сертификацией продукции и издержками каналов продаж. Необходимо четко понимать, сколько времени займет сертификация и есть ли у инициатора необходимые документы, справки и ресурсы для ее прохождения.
Алексей Курасов, руководитель управления корпоративных финансов ИК «Финам»:
– Это свободная ниша внутри страны и слабо освоенная в мировом масштабе. Подкупают высокая конкурентоспособность продукции (судя по приведенным цифрам, она может быть примерно в семь раз дешевле зарубежных аналогов), а также темпы и потенциал развития этого сегмента рынка. В США и Европе его ежегодный объем оценивается примерно в $15 млрд. Перспективы роста для долгосрочного инвестирования весьма привлекательны.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
11.05.2010