15 Сентября 2010

Молодые старые мыши

Представлена животная модель редчайшего генетического заболевания
Дмитрий Сафин, Компьюлента

Биологи из США и Сингапура смоделировали на мышах прогерию – заболевание, симптомы которого напоминают признаки старения, проявляющиеся гораздо раньше обычного срока.

Первый случай прогерии (синдрома Гетчинсона-Гилфорда) был описан в 1886 году. Больные дети при рождении ничем не отличаются от остальных, но вскоре рост ребёнка резко замедляется, а признаки преждевременного старения становятся всё более заметными. Каждый год жизни больного примерно соответствует одному десятилетию у здорового человека. Средний возраст детей с прогерией на момент смерти, причиной которой чаще всего становится прогрессирующий атеросклероз, составляет 13 лет.

Больной прогерией в трёхлетнем возрасте (фото Jasmine Goldband).

Прогерия развивается в результате мутации в гене LMNA, который кодирует белок ламин А, участвующий в образовании ядерной ламины.

(Ядерная ламина – жесткая волокнистая структура, подстилающая мембрану клеточного ядра. У позвоночных она состоит в основном из ламинов А, В и С – ВМ.)

«Усечённая» версия ламина А, так называемый прогерин, не может адекватно выполнять свои функции, в результате чего ядра клеток деформируются.

Авторы изучали мутацию в LMNA, которая у людей вызывает мышечную дистрофию и кардиомиопатию. Как оказалось, у мышей такая же мутация соответствует состоянию, очень похожему на прогерию. Животные получают «усечённый» ламин А, в результате чего клетки соединительной ткани перестают выделять вещества внеклеточного матрикса и делиться, а затем погибают. Однако при исследовании эмбриональных клеток обнаружить подобные изменения не удалось. В этом авторы видят ещё одно сходство с прогерией, которая проявляется не сразу. У мышей отмечались и характерные для прогериии аномалии в развитии черепа, склеродермия, облысение и потеря подкожного жира.

Биологи также показали, что изменение уровня экспрессии генов, кодирующих белки внеклеточного матрикса, связано с дефектами известного сигнального пути Wnt. «Полученные нами результаты свидетельствуют в пользу того, что прогерия – это «заболевание» внеклеточного матрикса соединительной ткани, которое приводит к отклонениям в развитии скелета, зубов, кожи и сосудистой сети, – заключает руководитель группы исследователей Колин Стюарт, представляющий сингапурский Институт медицинской биологии. – Если причиной здесь действительно являются дефекты сигнального пути Wnt, мы, вероятно, сможем найти способы борьбы с прогерией».

Полная версия отчёта (Functional coupling between the extracellular matrix and nuclear lamina by Wnt signaling in progeria) опубликована в журнале Developmental Cell.

Подготовлено по материалам Cell Press: New insight into 'accelerated aging' disease