Хороший сон – средство профилактики болезни Альцгеймера
Согласно результатам нового исследования, бессонница, привычка поздно ложиться спать и нерегулярный режим ночного сна могут быть связаны с развитием болезни Альцгеймера.
По словам одного из авторов работы Дэвида Хольцмана (David Holtzman), невролога из Вашингтонского университета, полученные результаты являются предварительным доказательством того, что нарушения режима сна в среднем возрасте повышают риск развития болезни Альцгеймера в старости. Ученые установили, что концентрация бета-амилоида – пептида, накопление которого связывают с развитием болезни Альцгеймера, – значительно повышается в периоды хронического недосыпания.
Механизмы болезни Альцгеймера запускаются, когда бета-амилоид трансформируется из растворимой мономерной формы в олигомеры, протофибриллы и фибриллы, которые формируют в межклеточной жидкости мозга бляшки, повреждающие нейроны. Jae-Eun Kang из Вашингтонского университета (г. Сент-Луис) и ее коллеги изучали физиологические факторы, управляющие этим процессом, когда наткнулись на взаимосвязь между сном и болезнью Альцгеймера. Группа разработала новую методику – микродиализ бета-амилоида, – позволяющую проводить почасовой мониторинг изменений уровня этого белка в тканях мозга животных и человека. При тестировании новой системы они заметили, что уровень бета-амилоида как у мышей, так и у человека значительно возрастает в дневные часы и снижается ночью.
После того, как стало ясно, что эти вариации не связаны с периодами темноты или света, авторы занялись изучением влияния различных режимов сна на уровень бета-амилоида. Увеличение периода бодрствования мышей на 6 часов в сутки вызывало резкое повышение уровня бета-амилоида, что указывает на взаимосвязь между продолжительностью времени бодрствования и уровнем бета-амилоида. Накопление бета-амилоидных бляшек в мозге мышей при хроническом недостатке сна – животным позволяли спать только 4 часа в сутки в течение 21 дня – заметно превышало этот показатель у мышей такого же возраста с нормальным режимом сна/бодрствования.
На срезах коры головного мозга (D, E) и гиппокампа
– структуры, играющей ключевую роль в процессах запоминания (E, F) –
впечатляющая разница между количеством амилоидных бляшек у контрольной группы мышей
и у животных, измученных недосыпанием.
Диапазон колебаний уровня бета-амилоида оказался очень значительным – в течение дня его концентрация способна меняться на 25-40%. Удивленные этим фактом исследователи посвятили свою дальнейшую работу изучению молекулярных механизмов, лежащих в основе таких радикальных изменений, ассоциированных с продолжительностью сна.
Введение животным орексина (orexin) – нейропептидного гормона, управляющего состоянием бодрствования, – существенно повышало уровень бета-амилоида. Последующее блокирование орексина антагонистом его рецептора альморексантом (almorexant), в настоящее время изучаемым фармацевтическими компаниями в качестве претендента на средство против бессонницы, снижало концентрацию бета-амилоида и устраняло ее суточные колебания.
Полученные авторами результаты впервые демонстрируют, что условия окружающей среды и поведение могут непосредственно влиять на метаболизм бета-амилоида и развитие болезни Альцгеймера. Этот факт указывает на то, что уровень бета-амилоида возможно корректировать непосредственно терапевтическими методами.
Авторы продемонстрировали, что ежедневное введение альморексанта в течение 8 недель достоверно подавляет формирование амилоидных бляшек в мозге мышей. Однако они подчеркивают, что для признания соединения пригодным для терапевтического применения необходимо еще не один год посвятить исследовательской работе.
В ближайшем будущем они планируют совместно с эпидемиологами проанализировать взаимосвязь между нарушениями сна и болезнью Альцгеймера, а также продолжить изучение регулируемого орексином механизма.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru по материалам The Scientist: Late nights linked to Alzheimer's.
02.10.2009