О «недостартаперах», «недоинвесторах»...
...и о том, как избавиться от приставки «недо»
Андрей Стадник, BFM Group Ukraine
Овец разного направления продуктивности стригут в определенные сроки.
Овец с однородной шерстью стригут один раз в год – весной,
со смешанной шерстью два раза – весной и осенью.
М.Ф. Иванов, «Овцеводство», 1925 г.
Посетив любой из многочисленных сайтов бесплатных объявлений или бизнес-форумов, в разделе «поиск инвестора» вы обязательно наткнетесь на обилие нелепых «инвестиционных предложений». Нелепых – как по форме подачи, смыслу, так и по обилию ошибок.
Вот типичные примеры из нескольких досок объявлений, собранные за 15 минут их просмотра (орфография, грамматика и лексика сохранена):
- Ищу бизнес партнера для выполнения бизнес-плана. Все подробности при переписке. Кому интересно предложение оставляйте свои email адреса.
- Я бизнесмен и предпринематель. На досугах изобрел бизнес проэкт и новую систему перевозок, «Линейносетевая перевозка пассажиров» по мооим расчтам ежемесячный доход будит от 1 000,000 долларов. Продам на условиях споследующим трудоустройством на работу. Предлагаю вам принять участее в моем инвестиционном проэкте
- Ищу инвестора в высокорентабельный бизнес. Бизнес план и подробные финансовые выкладки предоставлю после предварительного собеседования с потенциальным партнером....
- Предлагаю рецепт приготовления «эликсира молодости» – ноу-хау в области замедления процессов старения организма, а также стимуляции деятельности жизненно важных механизмов и органов организма. Ищутся инвесторы. Необходимы полные исследования и испытания препарата (на млекопитающих).
- Меня зовут Герасим Измайлов. У меня 300 изобретений. Дайте 500 000 долларов на создание действующих прототипов…
Такие же, или подобные им, предложения ежедневно десятками приходят на мой электронный ящик. Мало кто смотрит на то, что BFM Group принципиально не занимается инвестиционным брокериджем. Увидели в контексте слово «инвестиции» – значит, надо слать.
Встречаются, конечно, и грамотные предложения, но они теряются на фоне сотен других, сразу же отправляющихся в корзину.
За долгое время работы на инвестиционном рынке и регулярных столкновений с подобными деятелями у меня сложились общие типажи неадекватных стартаперов:
- Полусумасшедшие изобретатели чего-либо с прототипом, выполненным из дерева, прилепленным к нему дверным звонком и батарейкой, засыпающие инвесторов идеей о прорыве в нанотехнологиях. Вариант – обрывок бумажки, на котором от руки нарисована какая то схема, в которой они отчетливо видят суперидею по получению миллиарда долларов.
- Самовлюбленные дилетанты (у меня классный проект – дайте денег, расскажу подробности).
- Вчерашние и сегодняшние подростки с микропроектами, таким же фаст-фуд образованием и никаким опытом.
- Творцы-мечтатели, не признающие планов, бюджетов, отчетности, бухгалтерии, административно-управленческих функций. Они – Творцы. А вы – всего лишь инвестор. Вот и возитесь, вытирая им сопли.
- Неудачники, лентяи, маргиналы с идеями – либо украденными, либо непроработанными, либо нежизнеспособными, либо наивно рассчитанными на то, что бы впарить их инвестору и скрыться с деньгами.
- Вроде нормальные проекты в виде работающего бизнеса, где собственник заинтересован в привлечении стратегического инвестора для дальнейшего развития. После длительных переговоров и всестороннего аудита оказывается, что существует огромная кредиторская задолженность, имеющиеся на балансе недвижимые активы были введены в эксплуатацию незаконно, срок действия договора на земельный участок подходит к концу и пролонгации не подлежит, а с другими соучредителями присутствует неразрешимый конфликт интересов.
Надо признать, что встречаются и реальные стартапы с хорошей командой специалистов, глубокими предынвестиционными исследованиями и высоким потенциалом роста. К сожалению, их, в самом лучшем случае, не более чем 5% от общей массы.
Бумажки, с которыми стартаперы приходят к инвесторам
Что касается наличия у владельцев start-up проектов бизнес-плана, то в 95% случаев более-менее серьезные исследования не проводятся. Маркетинговые и технологические проработки отсутствуют как таковые. Финансовый план изложен в виде таблички из четырех строчек.
Очень часто приходится встречать бизнес-планы, в которых с момента принятия решения об отводе земельного участка и до запуска большого завода в эксплуатацию проходит два-три месяца.
Транспортные и складские издержки игнорируются по причине того, что о них даже не подозревают.
О сезонности сбыта и плановых остановках производства на этапе планирования никому думать не хочется.
Сырье приобретается по мере необходимости, а платежи за продаваемые товары поступают нескончаемым потоком по мере работы конвейера.
Стартапер желает, что бы все в его проекте было как в сказке. Махнул рукавом – и стоит завод огромный. Дернул волосинку из бороды – и улетели его товары по воздуху в магазины, радостно делающие предоплату.
Проблема глобальная, и ее истоки кроются в нескольких вещах.
Во-первых, всеобщая привычка к тому, что банковская кредитная система носит формальный подход к обоснованию финансирования. Прежде всего, требуется ликвидный залог и кредитная история, а бизнес-план прилагается исключительно для проформы.
Во-вторых, в банках редко встречаются профессиональные инвестиционные аналитики, способные сквозь прогнозные финансовые показатели увидеть маркетинговые, управленческие и технологические аспекты бизнеса. Соответственно, потенциальному заемщику никто не может рассказать о его ошибках.
В-третьих, общая ограниченность и необразованность многих стартаперов. Отсюда факт того, что в интернете не протолкнуться от «готовых бизнес-планов», в которых, как финансовая модель, так и подытоживающие показатели основываются на каких то гипотетических, не известно, откуда взятых, исходных данных.
По поводу «волков»
В сети присутствует такое же огромное количество псевдоинвесторов. Псевдо – по той причине, что к инвесторам они имеют такое же отношение, как Жигулевское пиво к машине «Жигули».
- Мелкие лавочники, пытающиеся сами себе доказать, что у них настолько все классно, что пора диверсифицировать бизнес, и надувая щеки, рассматривать, чужие инвестиционные предложения. На самом деле денег у них не было никогда, нет, и не будет. Потешая свое эго, они будут долго задавать кажущиеся им значимыми мелочные вопросы. После многократных встреч и переговоров предварительно все одобряют, затем максимально оттягивают принятие решения, а когда наконец-то их телефон все же отвечает, заявляют, что проект им не интересен по причине того, что им ближе лавочный бизнес.
- Лауреаты папиной премии и граждане, успешно продавшие лишнюю квартиру или 2 гектара земли, доставшейся от распаевания. Это великие управленцы всех времен и народов. Страдают переоценкой своих возможностей и считают, что если они инвестируют в чей то start-up, стоимость которого на самом деле не превышает стоимость трехкомнатной квартиры, это дает им абсолютный карт-бланш на абсолютную собственность и над проектом, и над его командой.
Как правило, деньги у них случайны, что с ними делать, они не знают, и такие проекты проваливаются, даже не дожив до точки безубыточности. Причем валятся не из-за стартапера, а из-за идиотских инициатив таких вот горе-инвесторов. - Похитители идей. У данного вида Homo sapiens все в порядке. Собственники состоявшихся компаний с кризисом жанра в плане способности генерировать идеи.
Да, у них есть опыт и финансовые возможности. Но присутствует и патологическая жадность вкупе с чувством собственной значимости. В результате, чем больше информации они получат от стартапера, тем проще им будет эту идею реализовать самостоятельно. - Мошенники и аферисты. Как правило, представляются инвестиционными брокерами, консультантами, посредниками. Требуют оплатить какие либо предынвестиционные услуги (изучение имеющегося бизнес-плана или инвестиционного меморандума, юридические услуги, нотариальное заверение, проведение due diligence, непонятная сертификация непонятно чего, страхование рисков, оплата приезда к вам гипотетического инвестора и т.п.).
Следует знать простую вещь. Любые выставляемые условия о предоплате – это развод. - Форумы «бизнес-ангелов». Основное условие – плата за возможность презентовать свой проект перед аудиторией, состоящей из людей, чьих визиток стартапер никогда не увидит, а имен не узнает. Если продолжение разговора и последует, то с большей вероятностью «инвесторами» будут вышеописанные персонажи.
Весь онлайн инвестиционный рынок – на 95% огромная толпа шарлатанов и неудачников, у которых одна цель: что-то впарить один другому.
При этом и адекватные инвесторы, и нормальные стартаперы при виде этой песочницы плюются от отвращения и становятся еще более осторожными в выборе стратегических партнеров.
Как это происходит на самом деле
На рынке более чем достаточно грамотных, имеющих хорошую репутацию инвесторов, успешно реализовавших не один проект. Они, как правило, имеют четкие апробированные юридические схемы взаимодействия с владельцами проектов, при которых в равной степени защищены обе стороны. Но они редко размещают на досках и форумах предложения типа «инвестор предлагает финансирование». Изредка в интернете проскакивают их объявления и прямые контакты.
Гораздо эффективней получать информацию о потенциальных инвесторах из других источников. Это новостные сайты, пресс-релизы, аналитические материалы, использование социальных сетей (Facebook, Linkedin), офф-лайн контакты.
Портал «Вечная молодость» http://vechnayamolodost.ru
03.05.2011